Скачать в Word'e

СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ
по курсу


ЖУРНАЛИСТ В ИНТЕРНЕТЕ


Для студентов факультета журналистики

УТВЕРЖДЕНО
кафедрой теории и практики
периодической печати

С о с т а в и т е л ь - Т.Ю. Порецкая





ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

Цель курса - способствовать профессиональному овладению студентами факультета журналистики новыми информационными технологиями, входя-щими в практическую деятельность современных отечественных СМИ.
Задачи курса:
- показать влияние системы средств связи, телекоммуникационных сис-тем, мобильной и пейджинговой связи на рост качественного уровня СМИ;
- раскрыть взаимосвязь Интернета и современной журналистики;
- помочь студентам усвоить основные понятия о сохранении и передаче информации посредством новых информационных технологий, спутниковой связи, телекоммуникационных сетей, мобильных систем;
- сформировать отчетливое представление о возможностях Интернета и первичные навыки практической работы журналиста с ним, с электронной по-чтой и электронными версиями периодических изданий, радиопрограмм, агентств.


ПРОГРАММА

Тема 1. Современные средства получения, сохранения
и передачи информации в работе журналистов
Современные системы средств связи, телекоммуникационные системы и средства массовой информации.
Новые информационные технологии в журналистике на рубеже третьего тысячелетия.
Глобальная компьютерная сеть и современный журналист.

Тема 2. Интернет: суть и история
Что такое Интернет. Основные этапы создания Интернета. Время возник-новения глобальных компьютерных сетей. Локальные сети, возможности и службы Интернета. Archie. E-mail (электронная почта). WWW (поиск информа-ции через гипертекстовую систему). Usenet-конференции. Telnet. WAIS - Wide Area Information Service. SRC - "селекторная болтовня".

Тема 3. Основы работы в Интернете
Оборудование для работы в Интернете. Выбор компьютера, модема и их настройка.
Условия, необходимые для работы в Интернете.
Поставщики услуг Интернета в России.
Основные термины Интернета: "клиент", "сервер", "хост", "локальный хост", "интернет-адрес".
Подключение к Интернету. Термин "узел". Подключение через модем или напрямую. Основные виды и формы работы в Интернете.

Тема 4. Работа журналиста в компьютерных сетях
Режимы работы в компьютерных сетях.
Возможности, предоставляемые журналистам в Интернете: электронная почта, электронные списки рассылки, WWW - World Wide Web; электронные газеты и журналы, электронные информационные агентства.
Программное обеспечение для Интернета. Программы для удаленного доступа, передачи файлов, электронной почты.
Новые требования, предъявляемые к современному журналисту элек-тронными средствами массовой информации. Создание авторских электронных версий традиционных СМИ - журналов и газет.
Радиостанции и телекомпании и их электронные версии (на примере ра-диостанции "Эхо Москвы" и программы НТВ).
Компьютерные издания и электронные информационные агентства (на примере "Computer World" и др.).

Тема 5. Электронная почта (e-mail)
E-mail: основные характеристики. Группы новостей. Электронные списки рассылки.
Способы использования электронной почты в журналистике.

Тема 6. World Wide Web - основные источники информации в сети
Основные характеристики WWW. Язык гипертекстовой разметки. Про-граммы просмотра.
Журналистские WWW-серверы: универсальные информационные систе-мы, электронные версии информационных агентств, сетевые агентства, серверы новостей, серверы специализированной информации, дайджест-агентства.

Тема 7. Правовые основы Интернета
Интернет и законодательство в области средств массовой информации.
Интернет и авторское право.

Тема 8. Основы проектирования интернет-газеты:
от замысла до воплощения
Типы, структура и режимы функционирования электронных газет.
Разработка проекта электронной газеты. Концепция построения интернет-газеты (форма, структура, стиль, направленность на аудиторию, рентабель-ность, взаимная "раскрутка" электронной и печатной версий).
Программные средства для создания электронных газет. Основы дизайна электронных газет. Web-дизайн (стили, программные средства, графика, ани-мация).
Размещение электронных газет на сервере. Техническая поддержка Web-издания (подключение к Интернету, взаимодействие с фирмой-провайдером, публикация на сервере).

Тема 9. Реклама в Интернете
Основные особенности рекламы в Интернете.
Сетевые рекламные агентства.
Коммерческая деятельность средств массовой информации в Интернете.

УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

Вопросы для обсуждения и самоконтроля
1. Как создавался Интернет? Где, когда и при каких обстоятельствах воз-ник? Как он может быть соотнесен со всеми современными сферами человече-ской деятельности и журналистики в том числе?
2. Что такое глобальные компьютерные сети?
3. Какова роль США в создании глобальных компьютерных сетей - Internet? Какие страны теперь работают с Интернетом и какие из них более "продвинуты" в этом отношении?
4. Каковы возможности Интернета?
5. В каких изданиях наиболее полно и интересно отражены возможности Интернета?
6. В чем особенности Интернета в России?
7. Из чего состоит Интернет?
8. Какое оборудование необходимо для присоединения к Интернету?
9. Кто является основными поставщиками качественного оборудования для Интернета?
10. Как выбрать поставщика услуг Интернета?
11. Какую из фирм-провайдеров можно считать лидером в России?
12. Какие виды и формы работы в Интернете для Вас наиболее привлека-тельны? Какие из них будут особенно нужны Вам в дальнейшем?
13. Какими знаниями должен обладать журналист для оперативной рабо-ты в Интернете?
14. Электронная почта: что, как, почему и какие программы необходимы для нее?
15. Как получить специализированную информацию на том или ином сервере?
16. Какие универсальные информационные системы Вы можете назвать?
17. Какова технология использования официальных сайтов gazeta.ru, lenta.ru, utro.ru, ntv.ru и в чем их отличие от специализированной информации в Интернете?
18. Как соотносятся электронные средства массовой информации и тра-диционные СМИ?
19. Каким образом закон защищает электронные СМИ? Есть ли в этом необходимость?


Практические задания

Задание № 1
Составьте таблицу (рейтинг) фирм, поставляющих все необходимое для качественной работы в Интернете - в домашних или учебных условиях.
Проведите маркетинговый опрос таких фирм - хотя бы по телефону: что предлагают, по какой цене, в какое время можно работать в Интернете, какие льготы или скидки предоставляются. Во время беседы выясните у своих собе-седников, как изменились цены на эти услуги за год. Сколько стоит получение дополнительных услуг в конкретной фирме или компании?
Итог задания - письменный отчет.

Задание № 2
Побывайте в любой редакции в течение семестра и составьте подробное описание работы журналистов в Сети. Особое внимание обратите на создание электронных версий изданий, на передачу информации из одной страны в дру-гую, на работу электронной почты, на программы, необходимые для e-mail.
Итог задания - письменный отчет.

Задание № 3
Отправьте одному из адресатов письмо по электронной почте - в другой город или в другую страну. Получите ответ, распечатайте письмо и прочитайте. Посчитайте, сколько времени Вы потратили на переписку.
Итог задания - сообщение на практическом занятии.

Задание № 4
Найдите в Интернете наиболее универсальные и удобные для работы журналиста источники информации (например: www.russiatoday.com, www.rian.ru, www.cnn.com, www.euronews.net, www.bbc.com, www.internews.ras.ru). Объясните, как именно Вы нашли эти источники инфор-мации в Интернете, какой поисковой системой пользовались, с какими сложно-стями столкнулись во время поиска.
Приведите примеры источников специализированной информации в об-ласти экономики, финансов, культуры, искусства, науки, спорта, региональной информации (www.skate.ru, www.rsoft.ru/rena, www.culture.ru, www.compulog.ru, www.museum.ru, www.artmusik.ru, www.culture.mos.ru, www.relis.ru, www.MEDIA/mrdiackm.html, www.show.stars.ru) и др.
Итог задания - сообщение на практическом занятии.

Задание № 5
Изучите самостоятельно книгу Мэри Джо Фей "Реклама, маркетинг и ди-зайн в Интернете". Предложите свои идеи создания рекламы в Интернете.
Итог задания - письменный отчет.


ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ (КУРСОВЫХ) РАБОТ

1. Новые информационные технологии и СМИ.
2. Журналистика и Интернет.
3. Политика и Интернет.
4. Современные выборные технологии и Интернет.
5. Интернет в России.
6. Похвальное слово Интернету.
7. История возникновения и проникновения Интернета во все сферы жизни общества (жизнь в эпоху Интернета).
8. Мой словарь основных понятий и терминов Интернета.
9. Развернутый план-проспект работы журналиста в Интернете.
10. Современное авторское право и Интернет.
11. Создание электронного сайта для компании (авторский проект).


ЛИТЕРАТУРА
Основная
Рэддик, Рэнди; Кинг, Эллиот. Журналистика в стиле он-лайн. - М.: На-циональный институт прессы - Вагриус, 1999.
Подурец К.М. Журналист в Интернете. - М.: ИМПЭ, 2002.
Леонтьев Б. Все, что вы хотите знать об Internet. - М., 1997.
Основные источники информации в сети Интернет. - М.: Изд-во МГУ, 1999.
Клименко С., Уразметов В. Internet - среда обитания информационного об-щества. - Протвино: Российский центр физико-технической информации, 1995.
Фэй, Мэри Джо. Реклама, маркетинг и дизайн в Интернете. - М., 1999.
Журналы за 2000-2003 годы: Мир Интернет, Internet и др.
Дополнительная
Барроу К. Курс выживания интернет-компании. - М.: Альпина Паблишер, 2001.
Нельсон С. Путеводитель по Интернет. - М.: Русская редакция, 1996.
Скотт Э. Компьютерные технологии в журналистике. - М.: Вагриус, 1999.
Скотт Э. Компьютерные технологии в России. - М., 1999.
СМИ и Интернет: проблемы правового регулирования / Под ред. М.В. Горбаневского. - М.: Экопринт, 2003.
Холмогоров В. Интернет-маркетинг: Краткий курс. - 2-е издание. - СПб.: Питер, 2002.
Хэнсон У. Интернет-маркетинг: Учебно-практическое пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.


СОДЕРЖАНИЕ
Цели и задачи курса…..…………………………………………………………………….3
Программа……………………………………………………………………….…………..3
Учебные задания к семинарским занятиям……………………………………………….5
Темы контрольных (курсовых) работ………………………………………….………….7
Литература……………………………………………………………………….………….7

 

Hosted by uCoz