ПРОГРАММЫ
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ (ПРИКЛАДНЫХ) ДИСЦИПЛИН
по курсу
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЖУРНАЛИСТА
Для студентов факультета журналистики
УТВЕРЖДЕНО
кафедрой теории и практики
периодической печати
С о с т а в и т е л и:
"Фотодело" - В.Е. Стяжкин
"Компьютерные текстовые редакторы" - канд. физ.-мат. наук Н.А.
Борисов
"Современные аудио- и видеосредства в практической работе журналиста"
- канд. филол. наук В.Н. Солнцев
ФОТОДЕЛО
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
Программа общепрофессиональной дисциплины "Фотодело" предусмат-ривает
изучение студентами факультета журналистики технических средств и процессов
современной фотографии, являющейся одним из важнейших источ-ников визуальной
информации. Роль фотографии в материальной и духовной культуре общества
значительна и многообразна практически во всех сферах че-ловеческой деятельности.
Но особенно широко фотография применяется в пе-риодической печати и в
рекламе, став мощным фактором воздействия на обще-ственное сознание. Поэтому
знание фотографии позволяет будущему журнали-сту не только расширить свой
культурный кругозор, но и использовать это знание в профессиональной работе
независимо от выбранной специализации.
Фотографический способ получения изображения отличается от других своей
доступностью, широким распространением и - как следствие - большим влиянием
на эстетическое развитие людей. Однако сравнительная простота по-лучения
снимков, обеспечиваемая за счет ультрасовременной аппаратуры и ус-луг
специалистов фотосервиса, порождает обманчивое представление о "про-стоте"
достижения высокохудожественных результатов без освоения каких-либо особых
фотографических знаний. В обыденном понимании научиться фо-тографировать
сегодня проще, чем научиться писать. Между тем, подобно то-му, как литературная
словесность начинается с букваря, так и искусство фото-графии берет свое
начало с освоения элементарных технических азов. Чтобы делать действительно
хорошие снимки, добиваясь максимальной выразитель-ности осознанно и целеустремленно,
а отнюдь не случайно, необходимо знать основные принципы действия фотографической
оптики и аппаратуры, творче-ские возможности различных типов объективов,
достоинства и недостатки раз-ных видов фотокамер, а также особые свойства
фотоматериалов или иных но-сителей оптической информации и специфику их
обработки. Дать студентам представление обо всех этапах и особенностях
фотографического процесса и является целью преподавания дисциплины.
Главная цель изучаемой дисциплины - дать будущим журналистам дос-таточно
полное представление о технических возможностях современной фото-графии
как неотъемлемом компоненте визуальной информации, воссоздающей наглядный,
документально точный и выразительный образ отражаемой дейст-вительности.
В результате изучения дисциплины студент должен знать прин-ципиальную
схему современных процессов получения фотоснимка и изобрази-тельный потенциал
черно-белой и цветной аналоговой и цифровой фотографии, понимать физико-химическую
природу фотографических процессов, принципы действия и функции основных
узлов и механизмов аналоговой и цифровой фо-токамеры, быть знакомыми с
техническими и творческими возможностями ре-портажной фотографии. В этих
целях предусматривается цикл практических занятий, включающих учебную
фотосъемку аналоговой фотокамерой, лабора-торную обработку черно-белой
негативной фотопленки и изготовление фотоот-печатков, а также фотосъемка
цифровой камерой с переносом изображения на бумажный носитель с использованием
принтера. Возможны просмотры учеб-ных видеофильмов и посещение отдела
иллюстрации редакции газеты или журнала. В результате освоения дисциплины
студенты получают первоначаль-ные представления о современных технических
средствах фотожурналистики.
В последующем студентам старших курсов может быть предложена воз-можность
в рамках факультатива продолжить занятия по основам фотографи-ческого
мастерства в целях освоения закономерностей естественного и искус-ственного
освещения, композиционного построения кадра и изобразительно-выразительного
решения сюжета фотоснимка, а в рамках спецкурса "Основы фотожурналистики"
изучить особенности и приемы использования фотографии в периодической
печати, на телевидении и в документальном кино, а также в рекламном деле,
паблик рилейшнз и интернет-изданиях. В этом варианте отра-ботка студентами
практических навыков должна быть тесно увязана с иллюст-рированием многотиражной
газеты института и организацией студенческой фотовыставки.
П Р О Г Р А М М А
Раздел I. ФОТОГРАФИЯ В СИСТЕМЕ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
Тема 1. Социокультурные функции фотографии
Фотография как феномен визуальной культуры и как особый способ по-лучения
и распространения информации, основанной на светописи. Универ-сальный,
не требующий перевода интернациональный язык фотографии. Фото-графия как
искусство остановленного мгновения и как документ истории. На-учная, медицинская,
криминалистическая, прикладная, любительская, хроникально-документальная
и художественная фотография. Фотография и Интернет. Место и назначение
фотографии в периодической печати, на телеви-дении и в кино. Информационная
и публицистическая фотография. Фотография в рекламном деле и паблик рилейшнз.
Технические средства фотографии как базовый инструментарий, необхо-димый
для творческого воспроизведения зримых предметов, событий и явле-ний действительности.
Курс "Фотодело" как учебная дисциплина, изучающая физические
и химические основы фотографии, конструктивные особенности и функциональное
назначение современной фотоаппаратуры и фотоаксессуаров, свойства и разновидности
современных светочувствительных материалов, практику фотосъемки аналоговой
и цифровой фоткамерой, лабораторной обра-ботки негативных материалов и
изготовления фотоотпечатков.
Умение фотографировать, а также оценивать и подготавливать снимки к публикации
в СМИ как одно из дополнительных условий успешной деятельно-сти современного
журналиста независимо от его специализации.
Тема 2. Основные этапы становления и развития фотографии
Краткий обзор истории изобретения и развития фотографии. Истоки и об-стоятельства
зарождения фотографии. Вклад Ньепса, Дагера, Тальбота, Арчера и Мэддокса
в изобретение и совершенствование способов получения светопис-ного изображения:
гелиографии, дагеротипии, каллотипии, на мокроколлоди-онных и сухих броможелатиновых
пластинах. Заслуга Фогеля в спектральном очувствлении (сенсибилизации)
негативных материалов и Петцваля в матема-тическом расчете оптимальной
конструкции объектива. Изобретение и про-мышленное внедрение процесса
изготовления гибких фотопленок на основе нитрата целлюлозы (Гудвин, Истмен).
Вклад русских ученых и изобретателей в становление фотографии. Этапные
вехи в развитии съемочной аппаратуры от камеры-обскуры до современных
портативных многопрограммных фотоаппа-ратов. Совершенствование фотоматериалов
и осветительных приборов.
Основные направления развития фотографической техники на рубеже конца
ХХ - начала ХХI вв. Типы конструкций современных фотоаппаратов. Любительские
и профессиональные камеры. Некоторые достоинства и сущест-венные недостатки
компактных любительских фотоаппаратов типа "навел-и-снял" (так
называемых "мыльниц"). Ближайшие и отдаленные перспективы развития
фотографии.
Тема 3. Общие понятия, основные принципы и классификация фотографии
Принципы, особенности, преимущества и разнообразие фотографических методов
запечатлевания оптической информации.
Монохромная (черно-белая и тонированная) и полихромная (цветная, многоцветная)
фотография. Многоступенная, негативно-позитивная и обра-щаемая фотогроафия;
одноступенная, прямая диффузная фотография. Галоге-нидосеребряная (традиционная,
обычная) и бессеребряная (везикулярная, тер-мо- и электрофотография).
Электронная фотография с фиксацией сигнала на магнитные носители. Цифровая
фотография. Плоскостная и стереоскопическая фотография. Голография.
Схема традиционного цикла фотографических процессов на галогенидо-серебряных
светочувствительных слоях.
Тема 4. Фотографическая культура журналиста
Понятие пресс-фотографии, ее специфика и роль в системе СМИ. Синтез документальной
природы пресс-фотографии и изобразительно-выразительных средств, выбираемых
автором снимка. Иллюстрационное, информационное, публицистическое и эстетическое
назначение фотографии в печатной периоди-ке, на телевидении и в кино.
Жанровая палитра фотографии, используемой в рекламе и для нужд паблик
рилейшнз. Проблемы соблюдения авторского права на фотографическое произведение.
Профессия фоторепортера и бильдредактора. Фотографическая культура и фотомастерство
пишущего журналиста как дополнительный фактор его успешной профессиональной
деятельности. Потенциал обогащения литературных материа-лов интересной,
достоверной и привлекающей внимание читателей фотографией.
Раздел II. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
И СПОСОБЫ ЗАПИСИ ОПТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
Тема 5. Фотографический аппарат
Современный фотоаппарат как сложное оптико-механическое и элек-тронное
прецезионное устройство. Классификация фотоаппаратов в зависимо-сти от
формата кадра и применяемого фотоматериала: крупноформатные каме-ры (стационарно-павильонные
и переносные), среднеформатные (широкопле-ночные), малоформатные (портативные)
и миниатюрные (мелкоформатные) фотоаппараты, их функциональное назначение.
Устройство фотоаппарата, его основные и дополнительные компоненты (узлы
и механизмы).
Светонепроницаемая камера как конструктивная основа фотоаппарата. Объектная
доска (передняя панель) и кассетная часть камеры. Фильмовый ка-нал, кадровое
окно и прижимной столик. Замковое устройство.
Затвор, его назначение и принцип действия. Разновидности затворов: центральный
затвор, шторный (шторно-щелевой) затвор, затвор-диафрагма. Управление
затвором.
Видоискатель, его назначение и основные разновидности: рамочный, по матовому
стеклу, телескопический, зеркальный надкамерный и внутрикамер-ный, со
съемной шахтой.
Фокусирующие устройства, их назначение и принцип действия. Устройст-ва
ручной фокусировки: по шкале расстояний или символам, по матовому стек-лу,
дальномерный механизм, зеркальная система. Устройства автоматической фокусировки:
автофокусировка активного типа, автофокусировка с помощью инфракрасных
лучей, ультразвуковой локатор. Пассивные системы автофокуси-ровки: автоматические
дальномеры со сканированием изображения; дальномер с ПЗС-приемником; автоматические
дальномеры зеркальных фотоаппаратов; автофокус с измерителем контраста
изображения и по методу "нулевого кон-траста".
Транспортирующее устройство, его блокировка с механизмом взвода за-твора.
Взвод затвора и перевод отснятой (экспонированной) пленки на прием-ную
катушку. Механизм обратной перемотки пленки. Ручной механический привод
и моторный привод.
Дополнительные узлы: автоспуск, система синхронизации затвора и лам-пы-вспышки,
встроенный экспонометр, встроенная фотоимпульсная лампа, блок питания.
Тема 6. Фотографическая оптика
Назначение, принцип действия и конструкция фотообъектива как систе-мы
линз, собранных в жесткой раздвижной оправе. Оптические аберрации (сферическая,
хроматическая, дисторсия, астигматизм, кома, кривизна поля и изображения)
и способы их коррегирования. Просветление оптики. Оптическая схема объектива,
предметное пространство и пространство изображений. Кон-структивные разновидности
объективов по оптической схеме: линзовые и зер-кальные, симметричные и
асимметричные.
Диафрагма, ее назначение и принцип действия. Разновидности диафраг-менных
устройств: элементарная диафрагма, диафрагма с поворотным кольцом предварительной
установки, прыгающая диафрагма, нажимная диафрагма, мор-гающая диафрагма.
Назначение и типы оправ объективов, установочные кольца: диафрагмен-ное
и фокусировочное; шкалы диафрагмы, расстояния и глубины резкоизобра-жаемого
пространства. Резьбовое и байонетное (штыковое) крепление объекти-вов.
Понятие рабочего отрезка.
Основные свойства и главные характеристики объектива: главное фокус-ное
расстояние, поле зрения и угол изображения, светосила. Относительное от-верстие,
разрешающая сила. Масштаб изображения. Глубина резкоизображае-мого пространства,
ее определение и творческое использование.
Классификация объективов по главному фокусному расстоянию и углу изображения.
Основные свойства нормального, широкоугольного и длиннофо-кусного объективов.
Телеобъективы (объективы с зеркально-оптической схе-мой). Объективы с
переменным фокусным расстоянием - трансфокаторы и ва-риообъективы (зумы).
Понятие "штатного" и сменных объективов. Использо-вание сменных
объективов для репортажной съемки.
Краткие сведения о наиболее распространенных объективах.
Правила обращения с оптикой.
Тема 7. Светочувствительные фотоматериалы
Общие сведения о негативных, позитивных и обращаемых черно-белых и цветных
фотоматериалах, их свойствах, строении и изготовлении. Главные ха-рактеристики
фотоматериалов: светочувствительность, спектральная чувстви-тельность
(цветочувствительность), контрастность, фотографическая широта, разрешающая
способность. Наиболее распространенные в мире системы изме-рения величины
светочувствительности: американская система единиц ASA, немецкая DIN,
международная система ISO; соотношение с ними отечествен-ной системы ГОСТ.
Структурные свойства фотоматериалов: зернистость и фо-тографическая вуаль.
Виды и типы любительских и профессиональных черно-белых и цветных негативных,
позитивных и обращаемых фотоматериалов. Классификация фото-бумаг. Краткие
сведения о наиболее распространенных современных фотома-териалах и практике
их использования.
Тема 8. Основы цветной фотографии
Типы цветных негативных фотопленок. Особенности съемки на цветные негативные
фотопленки и режимов их лабораторной обработки. Цветоискаже-ния и причины
их возникновения. Преимущества машинной обработки цветных фотопленок по
процессу С-41.
Общие сведения о цветном позитивном процессе. Оборудование и мате-риалы
для цветной фотопечати. Технология обработки цветных позитивных фотоматериалов.
Особенности изготовления цветного диапозитива (слайда). Сущность процесса
обращения фотопленки. Лабораторная обработка обращаемых фото-пленок. Способы
размножения изображений со слайда. Преимущества машин-ной обработки обращаемых
материалов по процессу Е-6.
Тема 9. Особенности цифровой фотографии
Новые носители информации в цифровом веке. Аналог и цифра. Система счисления
и цифровые коды. Микропроцессор. Возможности цифровых техно-логий. Оперативная
память. Общие принципы работы цифрового фотоаппарата и его устройство.
Светочувствительные элементы ПЗС ("приборы с зарядовой связью"),
принцип преобразования оптической информации в цифровой сиг-нал. Аналого-цифровой
преобразователь. Регистрация цветного изображения. Система энергоснабжения
цифрового фотоаппарата. Цветной жидкокристалли-ческий дисплей. Форматы
записи изображения. Устройства хранения записи. Система записи цифровой
информации на карты флэш-памяти (карты памяти Compact Flash, Smart Flash,
Memory Stick, Multy Media Card, Secure Digital. Же-сткие диски IBM Microdrive
и Iomega Click. Система редактирования (исполь-зования функций удаления
отдельных изображений, нескольких кадров или очистки платы целиком). Простейшие,
любительские (полупрофессионавльные) и профессиональные цифровые фотокамеры,
их характеристики. Достоинства и недостатки цифровой фотографии по сравнению
с традиционной аналоговой.
Раздел III. ТЕХНОЛОГИЯ ФОТОСЪЕМКИ
И ПРОЦЕССЫ ЛАБОРАТОРНОЙ ОБРАБОТКИ ФОТОМАТЕРИАЛОВ
Тема 10. Фотосъемка аналоговой камерой
Проверка фотоаппарата, правила его эксплуатации и ухода за ним. Под-готовка
к съемке, выбор негативного или обращаемого фотоматериала, зарядка фотоаппарата,
установка на калькуляторе фотоэкспонометра величины свето-чувствительности
фотоматериала. Технология фотосъемки: замер освещенно-сти (яркости) объекта
съемки, определение и установка экспозиционных пара-метров. Выбор точки
съемки, расположение аппарата относительно источника освещения. Установка
сменного объектива. Выбор диафрагмы и применение шкалы глубины резкости
для выделения главного объекта съемки или для съемки на заранее заданную
(задуманную) глубину резкоизображаемого про-странства. Установка на объективе
и аппарате экспозиционных параметров - выдержки и диафрагмы. Визирование
с целью определения границ кадра и композиционного построения элементов
изображения. Фокусирование (наводка на резкость) объектива. Выбор момента
съемки и экспонирование.
Особенности съемки при естественном освещении и освещении источни-ками
искусственного света. Использование фотоимпульсных ламп.
Дефекты, возникающие при съемке, и способы их предотвращения.
Тема 11. Негативный процесс
Химические основы фотографического процесса. Природа образования в эмульсионном
слое фотоматериала латентного (скрытого) изображения. Про-цесс перевода
скрытого изображения в видимое. Механизм действия прояв-ляющих растворов.
Основные компоненты проявляющих растворов: прояв-ляющие, сохраняющие,
ускоряющие и противовуалирующие вещества, раство-ритель. Влияние соотношения
(дозировки) этих компонентов на свойства проявителя. Требования, предъявляемые
к проявителям. Рецептура, классифи-кация и характеристика мелкозернистых
пленочных проявителей. Методы, приемы и режимы проявления фотоматериалов.
Назначение и сущность процесса фиксирования (закрепления) изображе-ний.
Фиксирующие растворы, их компоненты, свойства, классификация и ре-цептура.
Нейтральные, кислые и дубящие фиксажи.
Стабилизирующие и отбеливающие растворы. Промежуточная и оконча-тельная
промывка. Дополнительная обработка (исправление) фотоматериалов - усиление
и ослабление. Рецептура усилителей и ослабителей.
Сохранность и истощаемость растворов, условия и сроки их хранения.
Технология лабораторной обработки негативных фотоматериалов. Кю-ветное
и бачковое проявление. Устройство фотобачка. Правила обработки фо-топленок
по времени. Необходимость строгого соблюдения временных и тем-пературных
параметров. Промывка и сушка. Устройство сушильного шкафа. Дефекты, возникающие
при лабораторной обработке негативных материалов, их предотвращение или
устранение. Негативный архив журналиста.
Тема 12. Позитивный процесс
Устройство фотолаборатории. Особенности позитивного процесса. Кон-тактная
и проекционная печать. Устройство и основные разновидности фото-увеличителей.
Подбор фотобумаги в зависимости от плотности и контрастно-сти негатива.
Определение выдержки при печати. Обработка экспонированного позитивного
материала - проявление по времени и с визуальным контролем. Рецептура,
классификация и свойства бумажных проявителей. Промежуточная промывка,
фиксирование, окончательная промывка, сушка, глянцевание, обрез-ка. Назначение
и устройство приспособлений для глянцевания - АПСО (авто-матического прибора
сушки и глянцевания) и фотолюбительского (домашнего) глянцевателя.
Дефекты, возникающие при печати, способы их предотвращения или ис-правления.
Требования, предъявляемые к фотоотпечаткам, предназначенным для полиграфического
тиражирования в периодических изданиях и для показа на телевизионном экране.
Тема 13. Фотосъемка цифровой камерой и изготовление позитива
с помощью принтера
Основные параметры цифровых фотоаппаратов: глубина цвета, оптиче-ское
разрешение, формат изображения, чувствительность, динамический диапа-зон.
Конструктивные особенности и правила эксплуатации цифровых фотока-мер.
Скорость работы цифровых камер. Особенности объективов. Выбор циф-рового
аппарата. Технология съемки цифровым фотоаппаратом. Подготовка к фотосъемке
и предварительный просмотр на дисплее. Оптический и цифровой стабилизаторы
изображения. Цифровое изменение масштаба съемки. Особен-ности установки
цветового баланса (схема баланса белого). Увеличение разре-шения снимков.
Специфика эксплуатации источников питания. Графическая обработка и печать
изображений. Лазерные и струйные принтеры.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ
1. Вклад Ньепса, Дагера и Тальбота в изобретение фотографии.
2. Вклад Арчера, Мэддокса и Фогеля в усовершенствование фотографи-ческих
процессов.
3. Фотография как феномен культуры.
4. Использование фотографии в СМИ.
5. Использование фотографии в рекламе и PR.
6. Схема получения фотоснимка.
7. Классификация фотоаппаратов.
8. Принцип действия и устройство фотоаппарата.
9. Основные механизмы фотоаппарата и их назначение.
10. Назначение и принцип действия объектива.
11. Основные разновидности сменных объективов и их применение.
12. Объектив с переменным фокусным расстоянием и его применение.
13. Главное и сопряженное фокусное расстояние и угол изображения.
14. Светосила объектива, относительное и действующее отверстие.
15. Подготовка фотоаппарата к съемке.
16. Наводка фотоаппарата на резкость, определение границ кадра и глу-бины
резко изображаемого пространства.
17. Особенности дальномерного фотоаппарата, его достоинства и недос-татки.
18. Особенности зеркального фотоаппарата, его достоинства и недостатки.
19. Центральный и шторно-щелевой затворы.
20. Транспортирующее устройство и принцип его действия.
21. Назначение видоискателей, достоинства и недостатки их основных разновидностей.
22. Экспозиция и ее определение.
23. Устройство автономного и встроенного экспонометров. Система TTL.
24. Светочувствительные материалы, их назначение, строение и класси-фикация
по светочувствительности.
25. Назначение и сущность лабораторной обработки светочувствительных материалов.
26. Назначение и состав проявляющих растворов, их основные разновид-ности.
27. Назначение и состав фиксажей, их основные разновидности.
28. Позитивный процесс, контактная и проекционная печать.
29. Назначение и устройство фотоувеличителя.
30. Классификация и свойства фотобумаг, принцип подбора их к негативу.
31. Особенности лабораторной обработки цветных негативных материалов.
32. Особенности обработки обращаемых цветных фотоматериалов.
33. Цифровая фотокамера и особенности ее применения.
34. Техника съемки с фотоимпульсной лампой-вспышкой.
35. Техника съемки при естественном освещении.
ЛИТЕРАТУРА
Бабкин Е.В., Баскаков А.И. и др. Фото и видео: Справочник. - М., 1995.
Кораблев Д. Фотосъемка: Универсальный самоучитель. - СПб., 2003.
Микулин В.П. Фоторецептурный справочник. - М., 1960.
Милчев В.М. Цифровые фотоаппараты. - СПб., 2003.
Пешков А.Ф. Современные фотоаппараты. - СПб., 2004.
Соколов И. Фотодело. - Ростов н/Д, 2000.
Стахов М.Т. Техника фотожурналистики. - М., 1983.
Фотография: Энциклопедический справочник / Ред. кол. П.И. Бояров и др.
- Минск, 1992.
Харт Р. Фотография для "чайников" / Пер. с англ. - М., 1998.
Хопикс Э., Эйвон Д. Фотография. Техника и искусство - М., 1986.
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕКСТОВЫЕ РЕДАКТОРЫ
Умение эффективно использовать компьютерную технику является не-пременным
условием успешной работы современного журналиста. Один из его аспектов
его деятельности состоит в подготовке (наборе) исходного материала (текста),
его редактировании и обработке.
Целью данной учебной дисциплины является освоение широко распро-страненного
текстового процессора MS Word для решения указанных задач.
Тема 1. Современные средства подготовки информационных материалов
Отечественные и зарубежные компьютерные текстовые редакторы, их виды и
назначение. Возможности современных текстовых процессоров. Про-грамма
Word для Windows. Запуск программы и корректное завершение ее ра-боты.
Интерфейс пользователя.
Тема 2. Основы набора текста на компьютере
Клавиатура. Основные блоки клавиатуры: зона алфавитно-цифровых клавиш;
зона стандартных управляющих клавиш; зона клавиш перемещения курсора;
зона малой цифровой клавиатуры; зона универсальных управляющих клавиш.
Специальные комбинации клавиш. Ввод русских букв, переключение клавиатуры
с русского на английский язык и наоборот.
Набор текста. Основы создания текстовых документов. Управление вводом
символов. Переключение регистров. Установка режимов редактирова-ния: обычный
режим, режим электронного документа, режим разметки, режим предварительного
просмотра, режим структуры и режим главного документа.
Тема 3. Форматирование символов
Типы компьютерных шрифтов, приемы изменения их начертания, разме-ров.
Установка цвета шрифта, различных видов подчеркивания и других эф-фектов.
Редактирование и форматирование текста. Управление блоками текста. Строка
выделения. Выделение слова, строки, абзаца, всего текста. Способы пе-реноса
и копирования фрагмента с помощью команд меню, пиктографических кнопок
панели инструментов, методом drag and drop.
Тема 4. Формирование абзацев
Формирование с помощью команды Абзац в меню Формат, с помощью горизонтальной
линейки, с помощью клавиши Tab, с помощью кнопок панели инструментов.
Установка и отмена отступов и выступов первой строки. Уста-новка отступов
абзаца слева и справа. Установка интервалов перед и после аб-заца и межстрочных
интервалов. Управление обрамлением абзацев и заполне-нием их фона. Создание
списков-перечислений. Проверка правописания и под-бор синонимов. Отмена
команд. Восстановление отмененных команд.
Тема 5. Подготовка отчетов в Word
Разделы, их назначение. Управление разделами. Размеры и ориентация страниц.
Колонтитулы: создание и редактирование. Нумерация страниц: вари-анты нумерации,
зеркальные поля, нумерация страниц в разных частях доку-мента. Создание
обычных и концевых сносок.
Тема 6. Стилистические возможности компьютерной подготовки текстов
Понятие стиля. Оформление документа на основе готовых стилей. Вне-сение
изменений в установки стиля. Создание новых стилей на основе сущест-вующих.
Работа с мастерами и шаблонами. Создание документа с помощью мастера.
Создание шаблона на основе готового документа. Создание документа на основе
шаблона.
Оглавление и указатели. Создание оглавлений. Создание алфавитных указателей.
Внесение изменений.
Тема 7. Таблицы и диаграммы в Word
Создание таблиц. Преобразование текста в таблицу. Вставка и удаление строк
и столбцов. Форматирование текста в таблице. Создание обрамления и заполнения.
Объединение ячеек. Создание диаграмм. Вычисляемые таблицы.
Тема 8. Дополнительные возможности
в компьютерной подготовке и редактировании текстов
Сохранение документа в файле. Открытие файла существующего доку-мента.
Работа с несколькими окнами документов. Упорядочение окон. Переход между
открытыми окнами документов. Работа с несколькими приложениями. Упорядочение
на экране окон различных приложений. Переход между откры-тыми приложениями.
Закрытие документа. Выход из Word.
ЛИТЕРАТУРА
Информатика. Практикум по технологии работы на компьютере: Учеб. пособие.
- 3-е изд., перераб. / Под ред. Н.В. Макаровой. - М.: Финансы и стати-стика,
2000.
Попов В.Б. Основы компьютерных технологий. - М.: Финансы и стати-стика,
2002.
Морозова Н.В., Кошель О.В. Практикум по информационным технологи-ям. -
М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2003.
СОВРЕМЕННЫЕ АУДИО- И ВИДЕОСРЕДСТВА
В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ЖУРНАЛИСТА
Важнейшая проблема для журналиста - сбор информации. Нельзя напи-сать
очерк, статью или даже заметку, если не собрано достаточное количество
актуальной и интересной информации.
Очень важно, отправляясь на редакционное задание, предварительно со-брать
сведения о героях и событиях будущего материала, продумать его по-строение,
иметь навыки общения с людьми самых разных профессий. Но еще важнее документально
зафиксировать весь ход своих наблюдений и бесед. Блокнот и авторучка здесь
не самые лучшие помощники.
Совсем другое дело, если сбор информации ведется с использованием диктофона
или репортерского диктофона. В этом случае, например, при веде-нии беседы
основное внимание сосредоточивается на ее содержании. Журна-лист имеет
возможность "вести своего героя по теме", что-то уточняя, от
чего-то отказываясь. Кроме того, что "качество" разговора будет
значительно выше и доверительнее, сохранится живая интонация, стилистика
речи и отдельные документальные куски беседы. И лишь фамилии и даты, во
избежание возмож-ных ошибок, следует записывать в блокноте. Поэтому магнитофон
или дикто-фон - надежные друзья журналиста, а работать с ними надо так,
чтобы для по-сторонних эта работа была как можно менее заметной.
Чему следует отдать предпочтение: магнитофону или диктофону? Если журналист
работает на радио и отдельные "живые куски" его материалов могут
быть использованы в передачах, то здесь предпочтителен репортерский магни-тофон.
К тому же магнитофон, если к нему хорошо относиться, прослужит многие
годы. Диктофону следует отдать предпочтение тогда, когда записи не предназначаются
для эфира, когда он - "звучащий блокнот" журналиста. Дик-тофон
значительно меньше по размеру и цене.
В практической работе журналисту часто помогает умение владеть кино-,
видеокамерой. Во-первых, тот из журналистов, кто сам умеет снимать, проще
найдет общий язык с кинооператором и подготовленный ими материал от этого
только выиграет. Во-вторых, не всегда имеется возможность послать в коман-дировку
(особенно заграничную) сразу несколько человек. В этом случае каме-ра
в руках журналиста может принести пользу. В-третьих, есть темы, "выно-шенные"
журналистом, которые ему хочется воплотить в реальное произведе-ние. Подчас
сделать это самому легче, чем объяснить оператору свой замысел.
Использование технических средств дает возможность журналисту гото-вить
материалы предельно достоверные и эмоциональные. Техника, способст-вуя
повышению оперативности и эффективности журналистского труда, требу-ет
от журналиста определенных технических знаний и практических навыков.
Данная учебная дисциплина ставит своей целью дать студентам пред-ставление
об устройстве и работе репортерского магнитофона, диктофона, ки-но-, видеокамеры,
а в ходе практических занятий - навыки их использования при сборе информации,
записи на магнитную ленту интервью, бесед, надиктов-ке заметок, корреспонденций,
съемке людей, событий.
Тема 1. Основы звукозаписи
Физические основы звукозаписи. Звук и его характеристики. Приемники звука:
микрофоны, гидрофоны и пр. Типы микрофонов, их характеристики и возможности
использования в различных условиях. Принцип устройства для магнитной записи.
Тема 2. Технические средства звукозаписи
Общая характеристика диктофона и магнитофона, их отличительные осо-бенности,
достоинства, недостатки. Овладение навыками управления этими электронными
приборами. Продолжительность записи, обратная перемотка, возможность замедления
воспроизведения звука и пр.
Тема 3. Магнитные носители информации
Магнитные носители информации: магнитные ленты, компакт-кассеты, мини-кассеты
и др., их характеристики и правила использования. Маркировка кассет. Дополнительные
(поясняющие и комментирующие) записи в блокноте журналиста. Возможность
неоднократного использования кассет. Хранение кассет с уникальными записями.
Основные правила эксплуатации звукозаписывающей техники: профи-лактика,
чистка, хранение.
Тема 4. Журналистская запись на магнитофон (диктофон)
Значение звукозаписывающих приборов для повышения культуры речи и мышления
журналиста. Умение формулировать фразы, делать наброски для за-писи.
Методика записи: обозначение времени и цели, название материала, от-четливость
произнесения слов и фраз, интонация, повышенная четкость в окон-чаниях,
диктовок фамилий и названий, обозначение знаков препинания и абза-цев.
Запись студентами на магнитофон (диктофон) предварительно подготов-ленной
устной информации. Прослушивание и обсуждение "качества подачи"
информации.
Тема 5. Использование магнитофона (диктофона) в интервью (беседе)
Подготовка и проведение студентами учебных интервью и их запись. Прослушивание
записанных интервью и разбор допущенных ошибок.
Сбор информации и разработка заданий на практическое проведение ин-тервью.
Обсуждение и утверждение подготовленных заданий.
Практическое проведение записи интервью в реальных условиях (улица, магазин
и т.п.). Прослушивание и обсуждение записанных интервью. Индиви-дуальные
рекомендации студентам, проводившим интервью.
Тема 6. Технические средства видео-, киносъемки
Устройство, правила эксплуатации и транспортировки кино-, видеокамер.
Особенности использования при съемке набора различных объективов.
Основные показатели чувствительности кинопленки, качество видеопленок.
Тема 7. Основы кино-, видеосъемки
Правила постановки света в съемочном павильоне. Особенности натур-ной
съемки.
Ракурс съемки. Основной набор монтажных планов.
Особенности "монтажной" съемки хроникально-документальных сюже-тов.
Основные правила монтажа отснятого материала.
Сценарный план и сценарий документального кино. Роль звука в доку-ментальных
кино-, видеосъемках.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
к темам 6 и 7
Операторское искусство - профессия сложная и требует от обучающихся ей
определенных способностей. Научиться операторскому мастерству за не-сколько
занятий невозможно. Далеко не все снятое даже профессиональной ка-мерой
оказывается в эфире. Поэтому занятия по технике и технологии кино-, видеосъемки
предназначены для ознакомления студентов-журналистов с ос-новными проблемами
операторского ремесла.
Несколько слов начинающим операторам:
· взяв в руки камеру, не торопитесь сразу включать ее в работу. Вы должны
хорошо представлять себе, что будете снимать, какими изобразитель-ными
средствами будете решать поставленную задачу. Мысленно разбейте сю-жет
на ряд монтажных кусков. Продумайте, как они будут соединены между собой.
Нужно твердо знать, каким кадром будет начат снимаемый сюжет и ка-ким
он будет закончен. Десятки раз прикиньте камеру к глазу, выбирая наибо-лее
точные и наиболее выразительные кадры;
· чтобы упростить проблему последующего монтажа сюжета, надо учиться снимать
монтажно, т.е. уже при съемке мысленно соблюдать тот поря-док следующих
один за другим кадров, который вы сохраните и в готовом для эфира сюжете.
Это не просто, но такой творческий прием даст вам возможность иметь в
камере практически готовый для эфира материал. Нужно будет только выбросить
несколько дублей, без которых не обходится ни одна съемка, где-то укоротить
планы, может быть, поменять местами отдельные монтажные куски;
· старайтесь снимать просто, не прибегая без крайней нужды к съемке кадров
"через левое ухо", избегайте ненужных панорам слева направо,
справа налево, чем грешат все начинающие операторы. Стилистически и по
смыслу набор кадров должен точно соответствовать задачам, которые решает
снимае-мый вами материал;
· заканчивая съемку, обязательно снимите "про запас" десяток
"мон-тажных планов", которые вам очень понадобятся при монтаже
материала. Если их не будет, то грамотно смонтировать отснятый материал
вы не сможете. При ненужности эти планы можно просто выбросить в корзину.
Иметь необходи-мый запас кадров оператору просто необходимо. Где-то получился
брак по экс-позиции - нужно подстраховаться, снимая главный материал сюжета,
и т.д.;
· при съемке избегайте излишне коротких и длинных планов. Первые вы не
сможете использовать при монтаже, а вторые просто не потребуются.
И последнее, хотелось бы пожелать плодотворного поиска. Надо нау-читься
находить и фиксировать на пленке все самое необычное и интересное, чтобы
рассказать об этом людям. Камера дает возможность выразить свой соб-ственный
взгляд на событие, проблему, окружающий нас мир. Она может быть холодным
фиксатором происходящего или романтическим художником. Все в ваших руках.
Ищите.
ЛИТЕРАТУРА
Основная
Азарин Л.В. От замысла до экрана. - М., 1995.
Малоформатное телевизионное производство. - М., 1996.
Меерзон Б.Я. Акустические основы звукорежиссуры. Оборудование сту-дий.
- М., 1996.
Дополнительная
Ильин Р.Н. Изобразительные ракурсы экрана. - М., 1973.
Ильин Р.Н. Техника съемок фильма. - М., 1959.
Стародубская Г.Н. Уроки звукорежиссуры. - М., 1982.
Юровский А.Я., Борецкий Р.А. Основы телевизионной журналистики. - М.,
1966.
СОДЕРЖАНИЕ
Фотодело 3
Компьютерные текстовые редакторы 4
Современные аудио- и видеосредства в практической работе журналиста 4
|