Скачать в Word'e

ПРОГРАММЫ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ (ПРИКЛАДНЫХ) ДИСЦИПЛИН
по курсу


СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЖУРНАЛИСТА


Для студентов факультета журналистики

УТВЕРЖДЕНО
кафедрой теории и практики
периодической печати


С о с т а в и т е л и:
"Фотодело" - В.Е. Стяжкин
"Компьютерные текстовые редакторы" - канд. физ.-мат. наук Н.А. Борисов
"Современные аудио- и видеосредства в практической работе журналиста" - канд. филол. наук В.Н. Солнцев




ФОТОДЕЛО

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
Программа общепрофессиональной дисциплины "Фотодело" предусмат-ривает изучение студентами факультета журналистики технических средств и процессов современной фотографии, являющейся одним из важнейших источ-ников визуальной информации. Роль фотографии в материальной и духовной культуре общества значительна и многообразна практически во всех сферах че-ловеческой деятельности. Но особенно широко фотография применяется в пе-риодической печати и в рекламе, став мощным фактором воздействия на обще-ственное сознание. Поэтому знание фотографии позволяет будущему журнали-сту не только расширить свой культурный кругозор, но и использовать это знание в профессиональной работе независимо от выбранной специализации.
Фотографический способ получения изображения отличается от других своей доступностью, широким распространением и - как следствие - большим влиянием на эстетическое развитие людей. Однако сравнительная простота по-лучения снимков, обеспечиваемая за счет ультрасовременной аппаратуры и ус-луг специалистов фотосервиса, порождает обманчивое представление о "про-стоте" достижения высокохудожественных результатов без освоения каких-либо особых фотографических знаний. В обыденном понимании научиться фо-тографировать сегодня проще, чем научиться писать. Между тем, подобно то-му, как литературная словесность начинается с букваря, так и искусство фото-графии берет свое начало с освоения элементарных технических азов. Чтобы делать действительно хорошие снимки, добиваясь максимальной выразитель-ности осознанно и целеустремленно, а отнюдь не случайно, необходимо знать основные принципы действия фотографической оптики и аппаратуры, творче-ские возможности различных типов объективов, достоинства и недостатки раз-ных видов фотокамер, а также особые свойства фотоматериалов или иных но-сителей оптической информации и специфику их обработки. Дать студентам представление обо всех этапах и особенностях фотографического процесса и является целью преподавания дисциплины.
Главная цель изучаемой дисциплины - дать будущим журналистам дос-таточно полное представление о технических возможностях современной фото-графии как неотъемлемом компоненте визуальной информации, воссоздающей наглядный, документально точный и выразительный образ отражаемой дейст-вительности. В результате изучения дисциплины студент должен знать прин-ципиальную схему современных процессов получения фотоснимка и изобрази-тельный потенциал черно-белой и цветной аналоговой и цифровой фотографии, понимать физико-химическую природу фотографических процессов, принципы действия и функции основных узлов и механизмов аналоговой и цифровой фо-токамеры, быть знакомыми с техническими и творческими возможностями ре-портажной фотографии. В этих целях предусматривается цикл практических занятий, включающих учебную фотосъемку аналоговой фотокамерой, лабора-торную обработку черно-белой негативной фотопленки и изготовление фотоот-печатков, а также фотосъемка цифровой камерой с переносом изображения на бумажный носитель с использованием принтера. Возможны просмотры учеб-ных видеофильмов и посещение отдела иллюстрации редакции газеты или журнала. В результате освоения дисциплины студенты получают первоначаль-ные представления о современных технических средствах фотожурналистики.
В последующем студентам старших курсов может быть предложена воз-можность в рамках факультатива продолжить занятия по основам фотографи-ческого мастерства в целях освоения закономерностей естественного и искус-ственного освещения, композиционного построения кадра и изобразительно-выразительного решения сюжета фотоснимка, а в рамках спецкурса "Основы фотожурналистики" изучить особенности и приемы использования фотографии в периодической печати, на телевидении и в документальном кино, а также в рекламном деле, паблик рилейшнз и интернет-изданиях. В этом варианте отра-ботка студентами практических навыков должна быть тесно увязана с иллюст-рированием многотиражной газеты института и организацией студенческой фотовыставки.


П Р О Г Р А М М А
Раздел I. ФОТОГРАФИЯ В СИСТЕМЕ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
Тема 1. Социокультурные функции фотографии
Фотография как феномен визуальной культуры и как особый способ по-лучения и распространения информации, основанной на светописи. Универ-сальный, не требующий перевода интернациональный язык фотографии. Фото-графия как искусство остановленного мгновения и как документ истории. На-учная, медицинская, криминалистическая, прикладная, любительская, хроникально-документальная и художественная фотография. Фотография и Интернет. Место и назначение фотографии в периодической печати, на телеви-дении и в кино. Информационная и публицистическая фотография. Фотография в рекламном деле и паблик рилейшнз.
Технические средства фотографии как базовый инструментарий, необхо-димый для творческого воспроизведения зримых предметов, событий и явле-ний действительности. Курс "Фотодело" как учебная дисциплина, изучающая физические и химические основы фотографии, конструктивные особенности и функциональное назначение современной фотоаппаратуры и фотоаксессуаров, свойства и разновидности современных светочувствительных материалов, практику фотосъемки аналоговой и цифровой фоткамерой, лабораторной обра-ботки негативных материалов и изготовления фотоотпечатков.
Умение фотографировать, а также оценивать и подготавливать снимки к публикации в СМИ как одно из дополнительных условий успешной деятельно-сти современного журналиста независимо от его специализации.

Тема 2. Основные этапы становления и развития фотографии
Краткий обзор истории изобретения и развития фотографии. Истоки и об-стоятельства зарождения фотографии. Вклад Ньепса, Дагера, Тальбота, Арчера и Мэддокса в изобретение и совершенствование способов получения светопис-ного изображения: гелиографии, дагеротипии, каллотипии, на мокроколлоди-онных и сухих броможелатиновых пластинах. Заслуга Фогеля в спектральном очувствлении (сенсибилизации) негативных материалов и Петцваля в матема-тическом расчете оптимальной конструкции объектива. Изобретение и про-мышленное внедрение процесса изготовления гибких фотопленок на основе нитрата целлюлозы (Гудвин, Истмен). Вклад русских ученых и изобретателей в становление фотографии. Этапные вехи в развитии съемочной аппаратуры от камеры-обскуры до современных портативных многопрограммных фотоаппа-ратов. Совершенствование фотоматериалов и осветительных приборов.
Основные направления развития фотографической техники на рубеже конца ХХ - начала ХХI вв. Типы конструкций современных фотоаппаратов. Любительские и профессиональные камеры. Некоторые достоинства и сущест-венные недостатки компактных любительских фотоаппаратов типа "навел-и-снял" (так называемых "мыльниц"). Ближайшие и отдаленные перспективы развития фотографии.

Тема 3. Общие понятия, основные принципы и классификация фотографии
Принципы, особенности, преимущества и разнообразие фотографических методов запечатлевания оптической информации.
Монохромная (черно-белая и тонированная) и полихромная (цветная, многоцветная) фотография. Многоступенная, негативно-позитивная и обра-щаемая фотогроафия; одноступенная, прямая диффузная фотография. Галоге-нидосеребряная (традиционная, обычная) и бессеребряная (везикулярная, тер-мо- и электрофотография). Электронная фотография с фиксацией сигнала на магнитные носители. Цифровая фотография. Плоскостная и стереоскопическая фотография. Голография.
Схема традиционного цикла фотографических процессов на галогенидо-серебряных светочувствительных слоях.

Тема 4. Фотографическая культура журналиста
Понятие пресс-фотографии, ее специфика и роль в системе СМИ. Синтез документальной природы пресс-фотографии и изобразительно-выразительных средств, выбираемых автором снимка. Иллюстрационное, информационное, публицистическое и эстетическое назначение фотографии в печатной периоди-ке, на телевидении и в кино. Жанровая палитра фотографии, используемой в рекламе и для нужд паблик рилейшнз. Проблемы соблюдения авторского права на фотографическое произведение.
Профессия фоторепортера и бильдредактора. Фотографическая культура и фотомастерство пишущего журналиста как дополнительный фактор его успешной профессиональной деятельности. Потенциал обогащения литературных материа-лов интересной, достоверной и привлекающей внимание читателей фотографией.
Раздел II. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
И СПОСОБЫ ЗАПИСИ ОПТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
Тема 5. Фотографический аппарат
Современный фотоаппарат как сложное оптико-механическое и элек-тронное прецезионное устройство. Классификация фотоаппаратов в зависимо-сти от формата кадра и применяемого фотоматериала: крупноформатные каме-ры (стационарно-павильонные и переносные), среднеформатные (широкопле-ночные), малоформатные (портативные) и миниатюрные (мелкоформатные) фотоаппараты, их функциональное назначение.
Устройство фотоаппарата, его основные и дополнительные компоненты (узлы и механизмы).
Светонепроницаемая камера как конструктивная основа фотоаппарата. Объектная доска (передняя панель) и кассетная часть камеры. Фильмовый ка-нал, кадровое окно и прижимной столик. Замковое устройство.
Затвор, его назначение и принцип действия. Разновидности затворов: центральный затвор, шторный (шторно-щелевой) затвор, затвор-диафрагма. Управление затвором.
Видоискатель, его назначение и основные разновидности: рамочный, по матовому стеклу, телескопический, зеркальный надкамерный и внутрикамер-ный, со съемной шахтой.
Фокусирующие устройства, их назначение и принцип действия. Устройст-ва ручной фокусировки: по шкале расстояний или символам, по матовому стек-лу, дальномерный механизм, зеркальная система. Устройства автоматической фокусировки: автофокусировка активного типа, автофокусировка с помощью инфракрасных лучей, ультразвуковой локатор. Пассивные системы автофокуси-ровки: автоматические дальномеры со сканированием изображения; дальномер с ПЗС-приемником; автоматические дальномеры зеркальных фотоаппаратов; автофокус с измерителем контраста изображения и по методу "нулевого кон-траста".
Транспортирующее устройство, его блокировка с механизмом взвода за-твора. Взвод затвора и перевод отснятой (экспонированной) пленки на прием-ную катушку. Механизм обратной перемотки пленки. Ручной механический привод и моторный привод.
Дополнительные узлы: автоспуск, система синхронизации затвора и лам-пы-вспышки, встроенный экспонометр, встроенная фотоимпульсная лампа, блок питания.

Тема 6. Фотографическая оптика
Назначение, принцип действия и конструкция фотообъектива как систе-мы линз, собранных в жесткой раздвижной оправе. Оптические аберрации (сферическая, хроматическая, дисторсия, астигматизм, кома, кривизна поля и изображения) и способы их коррегирования. Просветление оптики. Оптическая схема объектива, предметное пространство и пространство изображений. Кон-структивные разновидности объективов по оптической схеме: линзовые и зер-кальные, симметричные и асимметричные.
Диафрагма, ее назначение и принцип действия. Разновидности диафраг-менных устройств: элементарная диафрагма, диафрагма с поворотным кольцом предварительной установки, прыгающая диафрагма, нажимная диафрагма, мор-гающая диафрагма.
Назначение и типы оправ объективов, установочные кольца: диафрагмен-ное и фокусировочное; шкалы диафрагмы, расстояния и глубины резкоизобра-жаемого пространства. Резьбовое и байонетное (штыковое) крепление объекти-вов. Понятие рабочего отрезка.
Основные свойства и главные характеристики объектива: главное фокус-ное расстояние, поле зрения и угол изображения, светосила. Относительное от-верстие, разрешающая сила. Масштаб изображения. Глубина резкоизображае-мого пространства, ее определение и творческое использование.
Классификация объективов по главному фокусному расстоянию и углу изображения. Основные свойства нормального, широкоугольного и длиннофо-кусного объективов. Телеобъективы (объективы с зеркально-оптической схе-мой). Объективы с переменным фокусным расстоянием - трансфокаторы и ва-риообъективы (зумы). Понятие "штатного" и сменных объективов. Использо-вание сменных объективов для репортажной съемки.
Краткие сведения о наиболее распространенных объективах.
Правила обращения с оптикой.

Тема 7. Светочувствительные фотоматериалы
Общие сведения о негативных, позитивных и обращаемых черно-белых и цветных фотоматериалах, их свойствах, строении и изготовлении. Главные ха-рактеристики фотоматериалов: светочувствительность, спектральная чувстви-тельность (цветочувствительность), контрастность, фотографическая широта, разрешающая способность. Наиболее распространенные в мире системы изме-рения величины светочувствительности: американская система единиц ASA, немецкая DIN, международная система ISO; соотношение с ними отечествен-ной системы ГОСТ. Структурные свойства фотоматериалов: зернистость и фо-тографическая вуаль.
Виды и типы любительских и профессиональных черно-белых и цветных негативных, позитивных и обращаемых фотоматериалов. Классификация фото-бумаг. Краткие сведения о наиболее распространенных современных фотома-териалах и практике их использования.

Тема 8. Основы цветной фотографии
Типы цветных негативных фотопленок. Особенности съемки на цветные негативные фотопленки и режимов их лабораторной обработки. Цветоискаже-ния и причины их возникновения. Преимущества машинной обработки цветных фотопленок по процессу С-41.
Общие сведения о цветном позитивном процессе. Оборудование и мате-риалы для цветной фотопечати. Технология обработки цветных позитивных фотоматериалов.
Особенности изготовления цветного диапозитива (слайда). Сущность процесса обращения фотопленки. Лабораторная обработка обращаемых фото-пленок. Способы размножения изображений со слайда. Преимущества машин-ной обработки обращаемых материалов по процессу Е-6.

Тема 9. Особенности цифровой фотографии
Новые носители информации в цифровом веке. Аналог и цифра. Система счисления и цифровые коды. Микропроцессор. Возможности цифровых техно-логий. Оперативная память. Общие принципы работы цифрового фотоаппарата и его устройство. Светочувствительные элементы ПЗС ("приборы с зарядовой связью"), принцип преобразования оптической информации в цифровой сиг-нал. Аналого-цифровой преобразователь. Регистрация цветного изображения. Система энергоснабжения цифрового фотоаппарата. Цветной жидкокристалли-ческий дисплей. Форматы записи изображения. Устройства хранения записи. Система записи цифровой информации на карты флэш-памяти (карты памяти Compact Flash, Smart Flash, Memory Stick, Multy Media Card, Secure Digital. Же-сткие диски IBM Microdrive и Iomega Click. Система редактирования (исполь-зования функций удаления отдельных изображений, нескольких кадров или очистки платы целиком). Простейшие, любительские (полупрофессионавльные) и профессиональные цифровые фотокамеры, их характеристики. Достоинства и недостатки цифровой фотографии по сравнению с традиционной аналоговой.


Раздел III. ТЕХНОЛОГИЯ ФОТОСЪЕМКИ
И ПРОЦЕССЫ ЛАБОРАТОРНОЙ ОБРАБОТКИ ФОТОМАТЕРИАЛОВ
Тема 10. Фотосъемка аналоговой камерой
Проверка фотоаппарата, правила его эксплуатации и ухода за ним. Под-готовка к съемке, выбор негативного или обращаемого фотоматериала, зарядка фотоаппарата, установка на калькуляторе фотоэкспонометра величины свето-чувствительности фотоматериала. Технология фотосъемки: замер освещенно-сти (яркости) объекта съемки, определение и установка экспозиционных пара-метров. Выбор точки съемки, расположение аппарата относительно источника освещения. Установка сменного объектива. Выбор диафрагмы и применение шкалы глубины резкости для выделения главного объекта съемки или для съемки на заранее заданную (задуманную) глубину резкоизображаемого про-странства. Установка на объективе и аппарате экспозиционных параметров - выдержки и диафрагмы. Визирование с целью определения границ кадра и композиционного построения элементов изображения. Фокусирование (наводка на резкость) объектива. Выбор момента съемки и экспонирование.
Особенности съемки при естественном освещении и освещении источни-ками искусственного света. Использование фотоимпульсных ламп.
Дефекты, возникающие при съемке, и способы их предотвращения.

Тема 11. Негативный процесс
Химические основы фотографического процесса. Природа образования в эмульсионном слое фотоматериала латентного (скрытого) изображения. Про-цесс перевода скрытого изображения в видимое. Механизм действия прояв-ляющих растворов. Основные компоненты проявляющих растворов: прояв-ляющие, сохраняющие, ускоряющие и противовуалирующие вещества, раство-ритель. Влияние соотношения (дозировки) этих компонентов на свойства проявителя. Требования, предъявляемые к проявителям. Рецептура, классифи-кация и характеристика мелкозернистых пленочных проявителей. Методы, приемы и режимы проявления фотоматериалов.
Назначение и сущность процесса фиксирования (закрепления) изображе-ний. Фиксирующие растворы, их компоненты, свойства, классификация и ре-цептура. Нейтральные, кислые и дубящие фиксажи.
Стабилизирующие и отбеливающие растворы. Промежуточная и оконча-тельная промывка. Дополнительная обработка (исправление) фотоматериалов - усиление и ослабление. Рецептура усилителей и ослабителей.
Сохранность и истощаемость растворов, условия и сроки их хранения.
Технология лабораторной обработки негативных фотоматериалов. Кю-ветное и бачковое проявление. Устройство фотобачка. Правила обработки фо-топленок по времени. Необходимость строгого соблюдения временных и тем-пературных параметров. Промывка и сушка. Устройство сушильного шкафа. Дефекты, возникающие при лабораторной обработке негативных материалов, их предотвращение или устранение. Негативный архив журналиста.

Тема 12. Позитивный процесс
Устройство фотолаборатории. Особенности позитивного процесса. Кон-тактная и проекционная печать. Устройство и основные разновидности фото-увеличителей. Подбор фотобумаги в зависимости от плотности и контрастно-сти негатива. Определение выдержки при печати. Обработка экспонированного позитивного материала - проявление по времени и с визуальным контролем. Рецептура, классификация и свойства бумажных проявителей. Промежуточная промывка, фиксирование, окончательная промывка, сушка, глянцевание, обрез-ка. Назначение и устройство приспособлений для глянцевания - АПСО (авто-матического прибора сушки и глянцевания) и фотолюбительского (домашнего) глянцевателя.
Дефекты, возникающие при печати, способы их предотвращения или ис-правления. Требования, предъявляемые к фотоотпечаткам, предназначенным для полиграфического тиражирования в периодических изданиях и для показа на телевизионном экране.

Тема 13. Фотосъемка цифровой камерой и изготовление позитива
с помощью принтера
Основные параметры цифровых фотоаппаратов: глубина цвета, оптиче-ское разрешение, формат изображения, чувствительность, динамический диапа-зон. Конструктивные особенности и правила эксплуатации цифровых фотока-мер. Скорость работы цифровых камер. Особенности объективов. Выбор циф-рового аппарата. Технология съемки цифровым фотоаппаратом. Подготовка к фотосъемке и предварительный просмотр на дисплее. Оптический и цифровой стабилизаторы изображения. Цифровое изменение масштаба съемки. Особен-ности установки цветового баланса (схема баланса белого). Увеличение разре-шения снимков. Специфика эксплуатации источников питания. Графическая обработка и печать изображений. Лазерные и струйные принтеры.


ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ
1. Вклад Ньепса, Дагера и Тальбота в изобретение фотографии.
2. Вклад Арчера, Мэддокса и Фогеля в усовершенствование фотографи-ческих процессов.
3. Фотография как феномен культуры.
4. Использование фотографии в СМИ.
5. Использование фотографии в рекламе и PR.
6. Схема получения фотоснимка.
7. Классификация фотоаппаратов.
8. Принцип действия и устройство фотоаппарата.
9. Основные механизмы фотоаппарата и их назначение.
10. Назначение и принцип действия объектива.
11. Основные разновидности сменных объективов и их применение.
12. Объектив с переменным фокусным расстоянием и его применение.
13. Главное и сопряженное фокусное расстояние и угол изображения.
14. Светосила объектива, относительное и действующее отверстие.
15. Подготовка фотоаппарата к съемке.
16. Наводка фотоаппарата на резкость, определение границ кадра и глу-бины резко изображаемого пространства.
17. Особенности дальномерного фотоаппарата, его достоинства и недос-татки.
18. Особенности зеркального фотоаппарата, его достоинства и недостатки.
19. Центральный и шторно-щелевой затворы.
20. Транспортирующее устройство и принцип его действия.
21. Назначение видоискателей, достоинства и недостатки их основных разновидностей.
22. Экспозиция и ее определение.
23. Устройство автономного и встроенного экспонометров. Система TTL.
24. Светочувствительные материалы, их назначение, строение и класси-фикация по светочувствительности.
25. Назначение и сущность лабораторной обработки светочувствительных материалов.
26. Назначение и состав проявляющих растворов, их основные разновид-ности.
27. Назначение и состав фиксажей, их основные разновидности.
28. Позитивный процесс, контактная и проекционная печать.
29. Назначение и устройство фотоувеличителя.
30. Классификация и свойства фотобумаг, принцип подбора их к негативу.
31. Особенности лабораторной обработки цветных негативных материалов.
32. Особенности обработки обращаемых цветных фотоматериалов.
33. Цифровая фотокамера и особенности ее применения.
34. Техника съемки с фотоимпульсной лампой-вспышкой.
35. Техника съемки при естественном освещении.


ЛИТЕРАТУРА
Бабкин Е.В., Баскаков А.И. и др. Фото и видео: Справочник. - М., 1995.
Кораблев Д. Фотосъемка: Универсальный самоучитель. - СПб., 2003.
Микулин В.П. Фоторецептурный справочник. - М., 1960.
Милчев В.М. Цифровые фотоаппараты. - СПб., 2003.
Пешков А.Ф. Современные фотоаппараты. - СПб., 2004.
Соколов И. Фотодело. - Ростов н/Д, 2000.
Стахов М.Т. Техника фотожурналистики. - М., 1983.
Фотография: Энциклопедический справочник / Ред. кол. П.И. Бояров и др. - Минск, 1992.
Харт Р. Фотография для "чайников" / Пер. с англ. - М., 1998.
Хопикс Э., Эйвон Д. Фотография. Техника и искусство - М., 1986.

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕКСТОВЫЕ РЕДАКТОРЫ

Умение эффективно использовать компьютерную технику является не-пременным условием успешной работы современного журналиста. Один из его аспектов его деятельности состоит в подготовке (наборе) исходного материала (текста), его редактировании и обработке.
Целью данной учебной дисциплины является освоение широко распро-страненного текстового процессора MS Word для решения указанных задач.

Тема 1. Современные средства подготовки информационных материалов
Отечественные и зарубежные компьютерные текстовые редакторы, их виды и назначение. Возможности современных текстовых процессоров. Про-грамма Word для Windows. Запуск программы и корректное завершение ее ра-боты. Интерфейс пользователя.

Тема 2. Основы набора текста на компьютере
Клавиатура. Основные блоки клавиатуры: зона алфавитно-цифровых клавиш; зона стандартных управляющих клавиш; зона клавиш перемещения курсора; зона малой цифровой клавиатуры; зона универсальных управляющих клавиш. Специальные комбинации клавиш. Ввод русских букв, переключение клавиатуры с русского на английский язык и наоборот.
Набор текста. Основы создания текстовых документов. Управление вводом символов. Переключение регистров. Установка режимов редактирова-ния: обычный режим, режим электронного документа, режим разметки, режим предварительного просмотра, режим структуры и режим главного документа.

Тема 3. Форматирование символов
Типы компьютерных шрифтов, приемы изменения их начертания, разме-ров. Установка цвета шрифта, различных видов подчеркивания и других эф-фектов. Редактирование и форматирование текста. Управление блоками текста. Строка выделения. Выделение слова, строки, абзаца, всего текста. Способы пе-реноса и копирования фрагмента с помощью команд меню, пиктографических кнопок панели инструментов, методом drag and drop.

Тема 4. Формирование абзацев
Формирование с помощью команды Абзац в меню Формат, с помощью горизонтальной линейки, с помощью клавиши Tab, с помощью кнопок панели инструментов. Установка и отмена отступов и выступов первой строки. Уста-новка отступов абзаца слева и справа. Установка интервалов перед и после аб-заца и межстрочных интервалов. Управление обрамлением абзацев и заполне-нием их фона. Создание списков-перечислений. Проверка правописания и под-бор синонимов. Отмена команд. Восстановление отмененных команд.

Тема 5. Подготовка отчетов в Word
Разделы, их назначение. Управление разделами. Размеры и ориентация страниц. Колонтитулы: создание и редактирование. Нумерация страниц: вари-анты нумерации, зеркальные поля, нумерация страниц в разных частях доку-мента. Создание обычных и концевых сносок.

Тема 6. Стилистические возможности компьютерной подготовки текстов
Понятие стиля. Оформление документа на основе готовых стилей. Вне-сение изменений в установки стиля. Создание новых стилей на основе сущест-вующих.
Работа с мастерами и шаблонами. Создание документа с помощью мастера. Создание шаблона на основе готового документа. Создание документа на основе шаблона.
Оглавление и указатели. Создание оглавлений. Создание алфавитных указателей. Внесение изменений.

Тема 7. Таблицы и диаграммы в Word
Создание таблиц. Преобразование текста в таблицу. Вставка и удаление строк и столбцов. Форматирование текста в таблице. Создание обрамления и заполнения. Объединение ячеек. Создание диаграмм. Вычисляемые таблицы.

Тема 8. Дополнительные возможности
в компьютерной подготовке и редактировании текстов

Сохранение документа в файле. Открытие файла существующего доку-мента. Работа с несколькими окнами документов. Упорядочение окон. Переход между открытыми окнами документов. Работа с несколькими приложениями. Упорядочение на экране окон различных приложений. Переход между откры-тыми приложениями. Закрытие документа. Выход из Word.


ЛИТЕРАТУРА
Информатика. Практикум по технологии работы на компьютере: Учеб. пособие. - 3-е изд., перераб. / Под ред. Н.В. Макаровой. - М.: Финансы и стати-стика, 2000.
Попов В.Б. Основы компьютерных технологий. - М.: Финансы и стати-стика, 2002.
Морозова Н.В., Кошель О.В. Практикум по информационным технологи-ям. - М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2003.


СОВРЕМЕННЫЕ АУДИО- И ВИДЕОСРЕДСТВА
В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ЖУРНАЛИСТА

Важнейшая проблема для журналиста - сбор информации. Нельзя напи-сать очерк, статью или даже заметку, если не собрано достаточное количество актуальной и интересной информации.
Очень важно, отправляясь на редакционное задание, предварительно со-брать сведения о героях и событиях будущего материала, продумать его по-строение, иметь навыки общения с людьми самых разных профессий. Но еще важнее документально зафиксировать весь ход своих наблюдений и бесед. Блокнот и авторучка здесь не самые лучшие помощники.
Совсем другое дело, если сбор информации ведется с использованием диктофона или репортерского диктофона. В этом случае, например, при веде-нии беседы основное внимание сосредоточивается на ее содержании. Журна-лист имеет возможность "вести своего героя по теме", что-то уточняя, от чего-то отказываясь. Кроме того, что "качество" разговора будет значительно выше и доверительнее, сохранится живая интонация, стилистика речи и отдельные документальные куски беседы. И лишь фамилии и даты, во избежание возмож-ных ошибок, следует записывать в блокноте. Поэтому магнитофон или дикто-фон - надежные друзья журналиста, а работать с ними надо так, чтобы для по-сторонних эта работа была как можно менее заметной.
Чему следует отдать предпочтение: магнитофону или диктофону? Если журналист работает на радио и отдельные "живые куски" его материалов могут быть использованы в передачах, то здесь предпочтителен репортерский магни-тофон. К тому же магнитофон, если к нему хорошо относиться, прослужит многие годы. Диктофону следует отдать предпочтение тогда, когда записи не предназначаются для эфира, когда он - "звучащий блокнот" журналиста. Дик-тофон значительно меньше по размеру и цене.
В практической работе журналисту часто помогает умение владеть кино-, видеокамерой. Во-первых, тот из журналистов, кто сам умеет снимать, проще найдет общий язык с кинооператором и подготовленный ими материал от этого только выиграет. Во-вторых, не всегда имеется возможность послать в коман-дировку (особенно заграничную) сразу несколько человек. В этом случае каме-ра в руках журналиста может принести пользу. В-третьих, есть темы, "выно-шенные" журналистом, которые ему хочется воплотить в реальное произведе-ние. Подчас сделать это самому легче, чем объяснить оператору свой замысел.
Использование технических средств дает возможность журналисту гото-вить материалы предельно достоверные и эмоциональные. Техника, способст-вуя повышению оперативности и эффективности журналистского труда, требу-ет от журналиста определенных технических знаний и практических навыков.
Данная учебная дисциплина ставит своей целью дать студентам пред-ставление об устройстве и работе репортерского магнитофона, диктофона, ки-но-, видеокамеры, а в ходе практических занятий - навыки их использования при сборе информации, записи на магнитную ленту интервью, бесед, надиктов-ке заметок, корреспонденций, съемке людей, событий.

Тема 1. Основы звукозаписи
Физические основы звукозаписи. Звук и его характеристики. Приемники звука: микрофоны, гидрофоны и пр. Типы микрофонов, их характеристики и возможности использования в различных условиях. Принцип устройства для магнитной записи.

Тема 2. Технические средства звукозаписи
Общая характеристика диктофона и магнитофона, их отличительные осо-бенности, достоинства, недостатки. Овладение навыками управления этими электронными приборами. Продолжительность записи, обратная перемотка, возможность замедления воспроизведения звука и пр.

Тема 3. Магнитные носители информации
Магнитные носители информации: магнитные ленты, компакт-кассеты, мини-кассеты и др., их характеристики и правила использования. Маркировка кассет. Дополнительные (поясняющие и комментирующие) записи в блокноте журналиста. Возможность неоднократного использования кассет. Хранение кассет с уникальными записями.
Основные правила эксплуатации звукозаписывающей техники: профи-лактика, чистка, хранение.

Тема 4. Журналистская запись на магнитофон (диктофон)
Значение звукозаписывающих приборов для повышения культуры речи и мышления журналиста. Умение формулировать фразы, делать наброски для за-писи.
Методика записи: обозначение времени и цели, название материала, от-четливость произнесения слов и фраз, интонация, повышенная четкость в окон-чаниях, диктовок фамилий и названий, обозначение знаков препинания и абза-цев.
Запись студентами на магнитофон (диктофон) предварительно подготов-ленной устной информации. Прослушивание и обсуждение "качества подачи" информации.

Тема 5. Использование магнитофона (диктофона) в интервью (беседе)
Подготовка и проведение студентами учебных интервью и их запись. Прослушивание записанных интервью и разбор допущенных ошибок.
Сбор информации и разработка заданий на практическое проведение ин-тервью. Обсуждение и утверждение подготовленных заданий.
Практическое проведение записи интервью в реальных условиях (улица, магазин и т.п.). Прослушивание и обсуждение записанных интервью. Индиви-дуальные рекомендации студентам, проводившим интервью.
Тема 6. Технические средства видео-, киносъемки
Устройство, правила эксплуатации и транспортировки кино-, видеокамер.
Особенности использования при съемке набора различных объективов.
Основные показатели чувствительности кинопленки, качество видеопленок.

Тема 7. Основы кино-, видеосъемки
Правила постановки света в съемочном павильоне. Особенности натур-ной съемки.
Ракурс съемки. Основной набор монтажных планов.
Особенности "монтажной" съемки хроникально-документальных сюже-тов. Основные правила монтажа отснятого материала.
Сценарный план и сценарий документального кино. Роль звука в доку-ментальных кино-, видеосъемках.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
к темам 6 и 7
Операторское искусство - профессия сложная и требует от обучающихся ей определенных способностей. Научиться операторскому мастерству за не-сколько занятий невозможно. Далеко не все снятое даже профессиональной ка-мерой оказывается в эфире. Поэтому занятия по технике и технологии кино-, видеосъемки предназначены для ознакомления студентов-журналистов с ос-новными проблемами операторского ремесла.
Несколько слов начинающим операторам:
· взяв в руки камеру, не торопитесь сразу включать ее в работу. Вы должны хорошо представлять себе, что будете снимать, какими изобразитель-ными средствами будете решать поставленную задачу. Мысленно разбейте сю-жет на ряд монтажных кусков. Продумайте, как они будут соединены между собой. Нужно твердо знать, каким кадром будет начат снимаемый сюжет и ка-ким он будет закончен. Десятки раз прикиньте камеру к глазу, выбирая наибо-лее точные и наиболее выразительные кадры;
· чтобы упростить проблему последующего монтажа сюжета, надо учиться снимать монтажно, т.е. уже при съемке мысленно соблюдать тот поря-док следующих один за другим кадров, который вы сохраните и в готовом для эфира сюжете. Это не просто, но такой творческий прием даст вам возможность иметь в камере практически готовый для эфира материал. Нужно будет только выбросить несколько дублей, без которых не обходится ни одна съемка, где-то укоротить планы, может быть, поменять местами отдельные монтажные куски;
· старайтесь снимать просто, не прибегая без крайней нужды к съемке кадров "через левое ухо", избегайте ненужных панорам слева направо, справа налево, чем грешат все начинающие операторы. Стилистически и по смыслу набор кадров должен точно соответствовать задачам, которые решает снимае-мый вами материал;
· заканчивая съемку, обязательно снимите "про запас" десяток "мон-тажных планов", которые вам очень понадобятся при монтаже материала. Если их не будет, то грамотно смонтировать отснятый материал вы не сможете. При ненужности эти планы можно просто выбросить в корзину. Иметь необходи-мый запас кадров оператору просто необходимо. Где-то получился брак по экс-позиции - нужно подстраховаться, снимая главный материал сюжета, и т.д.;
· при съемке избегайте излишне коротких и длинных планов. Первые вы не сможете использовать при монтаже, а вторые просто не потребуются.
И последнее, хотелось бы пожелать плодотворного поиска. Надо нау-читься находить и фиксировать на пленке все самое необычное и интересное, чтобы рассказать об этом людям. Камера дает возможность выразить свой соб-ственный взгляд на событие, проблему, окружающий нас мир. Она может быть холодным фиксатором происходящего или романтическим художником. Все в ваших руках. Ищите.

ЛИТЕРАТУРА
Основная
Азарин Л.В. От замысла до экрана. - М., 1995.
Малоформатное телевизионное производство. - М., 1996.
Меерзон Б.Я. Акустические основы звукорежиссуры. Оборудование сту-дий. - М., 1996.
Дополнительная
Ильин Р.Н. Изобразительные ракурсы экрана. - М., 1973.
Ильин Р.Н. Техника съемок фильма. - М., 1959.
Стародубская Г.Н. Уроки звукорежиссуры. - М., 1982.
Юровский А.Я., Борецкий Р.А. Основы телевизионной журналистики. - М., 1966.


СОДЕРЖАНИЕ

Фотодело 3
Компьютерные текстовые редакторы 4
Современные аудио- и видеосредства в практической работе журналиста 4

 

Hosted by uCoz