Русский костюм IX - XII в.в.
Крестьянский костюм.
Костюм крестьянки состоял из
длинной рубахи. Замужние женщины и девушки-невесты носили
также набедренную клетчатую
одежду, что позднее называлась
поневой. На голове у девушки был венец или корона, у замужней
женщины - повой,
кика или кокошник, на ногах лапти
с
онучами или кожаные поршни,
изредка - черевики.
Этнотерриториальные различия женского
крестьянского костюма, восходящие,
по-видимому, к древней
племенной обособленности, выражались еще
довольно отчетливо в наборе украшений, узоре поневы, способе плетения
лаптей. Наиболее важными
признаками этих различий были набор бронзовых или серебряных привесок, украшавших
прическу и головной убор, комбинация бус в ожерелье, некоторые типы перстней.
Костюм древнерусской
крестьянки был самобытен и красочен. Можно представить себе,например,
женщину из Рязанской или Московской земли -
древней территории вятичей
- в белой с красной вышивкой рубахе, синей клетчатой
поневе, затейливом головном
уборе, украшенном вышивкой и
аппликацией из золотой
византийской ткани, с белыми
серебряными или красноватыми бронзовыми привесками, в ожерелье из розовых сердоликовых
и белых хрустальных бус, а иногда и с гривной на шее. На
пальцах рук - эмалевые и решетчатые перстни, на запястьях - бронзовые обручи.
В наряде крестьянки из более западных земель
было еще больше красного цвета, поскольку понева ее была в красную клетку.
Нужно отметить,
однако, что это
был праздничный (точнее,
даже свадебный) убор, в
котором женщину и хоронили. Будничная одежда, должно быть, не
всегда сочеталась со стожь богатыми украшениями.
Значительно скромнее
был мужской крестьянский
костюм, он состоял из
штанов и рубахи, доходившей до колен и был подпоясан ременным или
вязаным поясом, на котором висели разные необходимые предметы; огниво,
гребень, нож и т.п.
На голове крестьяне носили валяную
шапку, иногда с
нашитыми украшениями, на ногах -
лапти с онучами или ноговицами, реже черевики.
В холодное
время мужчина и женщины надевали сермяги из грубой шерстяной ткани,
мужчины - вотолу. в
зимние морозы - кожухи и овчинные
шапки.
Городской костюм.
Городской костюм
того времени формировался на
основе деревенского. У рядовых
горожанок это была все та же длинная рубаха, набедренная одежда
типа поневы, головной
убор - повой, кика или кокошник,
на ногах - по большей части сапоги.
Украшения горожанок
в рассматриваемый нами период были весьма близки к традиционным
крестьянским. Однако в
городе все больше распространялась мода
украшать кисти рук.
Кроме традиционных металлических обручей, в XII в. появились широкие
пластинчатые литые серебряные браслеты с изображением русальских
танцев. Но, пожалуй еще более специфически городскими были разноцветные
стеклянные браслеты, которые носили по несколько на каждой руке не только богатые, но и рядовые горожанки.
Мужской костюм в городах так
же, как и женский, был тесно связан с крестьянским и состоял в
основном из рубахи
и поротов, но выходя
на улицу, горожанин, по-видимому,
надевал свиту. Одежду
дополняли шапка и сапоги.Вероятно рубаха
а может быть, и свита подпоясывались поясом. Находки поясных пряжек в городах нередки. Горожане,
как и крестьяне,
носили на улице безрукавный
плац - вотолу, зимой - кожух.
Костюм знати.
Арабский писатель
Ибн-Фадлан отмечал, что погребальная одежда знатного славянина
очень богата. На
изготовление уходит примерно треть имущества, он писал, что перед тем,
как поместить тело умершего в корабль, "они надели на него шаровары, и
гетры, и сапоги, и куртку, и хафтан парчовый с
пуговицами из золота, и надели
ему на голову шапку из парчи соболевую".
Если не обращать внимайте на
термины,
естественные в
устах восточного писателя
(например, "хафтан", "шаровары" или
"калансува" -
шапка), то мы увидим здесь
довольно полный комплект одежды древнерусской знати: штаны и рубаху
(которая
здесь, возможно,
названа курткой), ноговицы
и сапоги, верхнюю нарядную распашную
одежду с драгоценными
пуговицами и шапку
с собольей опушкой. Не
упомянут только верхний
безрукавный плащ - корзно. Впрочем, в другом месте Ибн-Фадлан
говорит, по-видимому, как раз о таком
плаще, которым славянин "покрывает один свой бок, причем одна из его рук
выходит из него".
Миниатюра из
"Изборника
Святослава" (Х1в.) позволяет
представить себе
парадный костюм феодалов. У мужчин -
длинное, до икр, корзно,
из-под которого видна обвивающая тело одежда типа свиты и цветные
сапоги, полусферическая опушенная мехом шапка. Корзно и свита - из дорогой византийской материи, обшита
галунами. Упоминания
исподней сорочки
князя позволяют заключить,
что феодалы носили в качестве нательного платья те же рубаху и порты,
что и простонародье, только из дорогих материй.
Узоры и
оттенки ткани различных
частей княжеского костюма подбирались очень тщательно. Самым нарядным считалась
одежда и обувь разных оттенков красного
цвета - "червленые" (киноварные)
и "багряные" (карминные).
Женский богатый костюм
состоял из длинной (до щиколоток) рубахи ли
платья (под ним могла быть еще рубаха), поверх которого надевали ногда еще одно, подпоясанное золотым поясом, платье, более
короткое, более широкими рукавами, так
что были видны богато украшенные подол
обшлага рукавов нижней
одежды. Дополняли одежду
длинные,
застегивавшиеся на
правом плече плащи, похожие на корзно,
повои и ветные
сапоги. Головной убор богатой горожанки украшали драгоценные олты, в ушах
были серьги, на
шее - гривны
и ожерелья из бус удожественной ювелирной
работы, на руках
- широкие массивные
браслеты.
Список литературы
1. Древняя одежда народов
Восточной Европы. М.,1996
2. Пушкарева Н.Л. Женщины
древней Руси. М., "Мысль", I999
3. Древняя Русь. Быт и
культура. Археология. М.,"Наука",1997
4. Кудь Л.Н. Костюмъ И украшенiя древнерусской
женщины. Кiевъ,1994
5. Брайчевская Е.А. Летописные данные о древнерусском
мужском
костюме X - XIII
вв.// В кн. Земли Южной Руси в IX - XIV вв. Киев, "Наукова
думка",1995
6. Гиляровская Н.
Русский исторический костюм
для сцены. М.,-Л.,
"Искусство",1945