Правители Древней Руси
1-е столетие, перечень событий
Страна
и население древней Руси до начала государства
На обширной восточно-европейской равнине, орошаемой великими реками, издавна
жили славянские народы, наши предки. Когда они пришли сюда - неизвестно. Расселились
они по разным местам этой огромной, но пустынной страны, а главным образом по
великому водному пути: От моря варяжского (балтийское), озеро Нево (Ладожское),
реки Волхова, озера ильмени, реки Ловати, реки Днепра до моря Русскаго (черное).
От места расселения большей частью и приняли свое название славяне: Они построили
Новгород; по Днепру жили поляне, у которых был свой город Киев; поселившиеся в
лесах, недалеко от полян назывались древлянами; много и других славянских
племен с разными названиями поселилось около рек и озер русских. Но не одни
славяне жили в нынешней России. Жили тут и народы иноплеменные: К северу и
северо-востоку - финские племена (чудь, весь, меря, мурома, черемиса, мордва и
др.), К западу - Литва, к югу и юго-востоку - тюрки (хозары, печенеги,
половцы). Занимались славяне большей частью земледелием. Управлялись
родоначальниками, но не было мира между племенами, и к тому же обижали их
соседи. Тогда они сами отправили за море балтийское к одному из племени
варягов, которое называлось Русью (откуда и мы все стали называться русскими),
послов, говоря: "Вся земля наша велика и обильна, а наряда (т. Е. Порядка)
в ней нет, придите княжить и владеть нами, "три князя (братья Рюрик,
Синеус, Трувор) из этого племени пришли со своими дружинами, среди которых было
немало и славян, и заняли места в Новгороде, на Белоозере и в Изборске. Это
случилось в 862 году. С этого года начинается тяжелая работа русского народа
над устройством своего государства.
Рюрик (862-879)
Братья Рюрика спустя два года
умерли, Рюрик сделался единственным правителем страны. Окрестные города и
селенья он раздавал в заведование своим приближенным, которые сами творили суд
и расправу. В это же время два брата, не из рода Рюрика, Аскольд и Дир, заняли
Киев и стали управлять полянами.
Олег (879-912)
После смерти Рюрика, за
малолетством его сына Игоря, стал править Олег. Он прославил себя умом и
воинственностью, с большим войском он пошел вниз по Днепру, взял Смоленск,
Любеч, Киев и сделал последний своим стольным городом. Аскольд и Дир были
убиты, а полянам Олег показал маленького Игоря: "Вот сын Рюрика - ваш
князь". Замечателен поход Олега на Грецию, который окончился полной
победой Олега и обеспечил русским льготные права свободной торговли в
Константинополе. Много золота, дорогих тканей, вина и всякого богатства привез
с собой Олег из похода. Русь дивилась его подвигам и прозвала его "вещим
Олегом".
Игорь (912-945)
Игорь Рюрикович, по примеру
Олега, покорил соседние племена, заставлял их платить дань, отражал нападение
печенегов и предпринял поход в Грецию, но не такой удачный, каким был поход
Олега. Игорь был неумерен в своих требованиях к побежденным племенам. Древляне
говорили: "Повадится волк на овец, так вынесет все стадо. Убьем его.
"И умертвили Игоря и его дружину, которая была с ним..."
Ольга (945-957)
Ольга, жена Игоря, по обычаю
того времени, жестоко отомстила древлянам за смерть мужа и взяла их главный
город Коростень. Она отличалась редким умом и большими способностями к
правительности. На склоне лет своих приняла христианство и была причислена к
лику святых. Принятое Ольгой христианство было первым лучом истинного света,
которому предстояло согреть сердца русских людей.
Общая характеристика 1-го столетия
С призвания князей начинается
порядок в русском государстве. Великий князь сидит в Киеве: Творит здесь суд,
ездит за данью (повоз, полюдье). В подчиненные области он назначает посадников,
с правом иметь свою дружину и собирать дань в свою пользу. Главной заботой
первых князей является борьба с беспокойными кочевниками: В то время весь юг
занимали печенеги, славяне платили дань хазарам. Чтобы дать простор и свободу
русской торговле, русские князья предпринимают походы в Византию (Царьград).
Религия русских славян была сперва языческая: Поклонялись грому и молнии
(Перун), солнцу под разными именами, огню, ветру и др. Но сношения военные и
торговые с Византией, познакомили русских и с христианством. Так, есть указания
о крещении Аскольда. При Игоре в Киеве уже была христианская церковь, княгиня
Ольга крестилась в Царьграде (Константинополе). Но, несмотря на заботы и деятельность
правителей князей, в общем течении народа русского, происходит неурядица,
вследствие необходимости вести борьбу с соседними племенами (самозащита) и
неустойчивости еще порядка внутри страны.
2-е столетие, перечень событий
Владимир св. Равноапостольный (980-1015)
Междоусобные войны Ярополка,
Олега и Владимира, сыновей Святослава, еще при жизни роздавшего им свои земли,
окончились гибелью Ярополка и Олега и торжеством Владимира. Владимир отобрал у
поляков червонную Русь, воевал против болгар и печенегов. Богатой добычи своей
не жалел для своей дружины и на украшение многочисленных идолов. Христианство,
принятое Ольгой, успело уже проникнуть в Киев, где был даже сооружен храм св.
Ильи. Греческим проповедникам удалось склонить и самого князя принять
христианство. Крещение Владимира и его приближенных, а потом и всех киевлян,
состоялось в 988 году. Греческие императоры, Василий и Константин, выдали замуж
за Владимира свою сестру Анну. Христианство деятельно распространялось
княжеской дружиной и священниками во всех местностях княжества. Народ любил
Владимира за его кроткий нрав и редкую любовь к ближним. Владимир строил города
и церкви, а при церквах, для обучения грамоте, школы. При нем же и началось
монастырское строение на Руси. В народных песнях и былом (былинах) часто
упоминается ласковый князь, Владимир красное солнышко, русская церковь называет
его равноапостольным князем.
Святополк (1015-1019)
Владимир святой еще при жизни разделил земли своим сыновьям: Святополку, Изяславу, Ярославу, Мстиславу, Святославу, Борису и Глебу. После смерти Владимира, Святополк овладел Киевом и решил отделаться от всех своих братьев, для чего приказал убить Бориса, Глеба и Святослава, но вскоре сам был изгнан из Киева Ярославом новгородским. При помощи своего тестя, польского короля Болеслава Храброго, Святополк вторично овладел Киевом, но должен был снова оттуда бежать и по дороге лишил себя жизни. В народных песнях он, как убийца своих братьев, прозван "окаянным".
Ярослав Мудрый (1019-1054)
По изгнании Свято полка и со
смертью Мстислава Тьмутараканьского, князь Ярослав сделался единственным правителем
русской земли. Отличаясь большим умом, он искусно правил Русью: Много заботился
о нуждах страны, строил города (Ярослав и юрьев), воздвигал церкви (св. Софьи в
Киеве и Новгороде), учреждал школы и содействовал письменности на Руси. Ему же
принадлежит заслуга издания первого свода юридических обычаев, известного под
названием "русская правда". Сыновьям своим: Изяславу, Святославу,
Всеволоду, Игорю, Вячеславу, дал он уделы русской земли и советовал жить мирно,
дружно и в любви между собой народ прозвал Ярослава "мудрым".
Изяслав (1054-1078)
Старший сын Ярослава, Изяслав -
I, после смерти отца занял киевский престол, но после неудачного похода на
половцев, его прогнали киевляне, а великим князем сделался брат его Святослав.
После смерти последнего, Изяслав снова вернулся в Киев.
Святослав (957-972)
Сын Игоря и Ольги Святослав,
закалил себя в походах и войнах и отличался суровым характером, честностью и
прямотой. Он шел на врагов с предупреждением: "Иду на вы. "Святослав
присоединил вятичей, разбил хазаров, взял область Тьмутаракань и, несмотря на
малочисленную дружину, успешно воевал на Дунае с болгарами. После того
Святослав пошел на греков - завоевал между прочим Андрианополь и, грозил
Константинополю, но греки пошли на мир. "Не ходи на город - говорили они -
возьми дань какую хочешь. " На возвратном пути Святослав не принял меры
предосторожности и был убит печенегами у порогов Днепра.
Общая характеристика 2-го столетия
Братья великого князя получают в
управление отдельные части (уделы) государства, из которых особенно
значительны: Киевское княжество (самое большое и сильное), черниговское,
ростово-суздальское, галицко-волынское, новгородское. Несмотря на это деление,
русская земля еще считается единою. Ярослав мудрый раздвигает ее границы до
реки Роси (приток Днепра). При Владимире Святом на Руси распространяется
христианство, а вместе с ним и просвещение с сильным византийским влиянием. Во
главе русской церкви становится киевский митрополит, подчинявшийся патриарху
цареградскому. Представители церкви, большей частью греки, принесли с собой не
только новую религию, но и новые государственные понятия (о правах и
обязанностях князя и подданных) и новое просвещение. Князья действовали
согласно с церковью. Они строили храмы, поощряли монастыри, заводили школьное
обучение. Из монастырей самый известный Киево-Печерский, основанный святым
Антонием и устроенный святым Феодосием. В это время является и древний русский
историк, записывавший события по годам, летописец монах Нестор и многие другие
древние русские писатели того времени, главным образом проповедники. Печатных
книг еще не было, а все переписывалось, и самое переписывание считалось
богоугодным. Таким образом, общий уклад жизни устанавливается под влиянием
византийским, хотя народная жизнь и отвлекается от прямого пути постоянной
борьбой между собой правителей-князей и необходимостью защищать родную землю от
набегов соседей. Важнейшие особенности этого столетия: Начало развития
письменности, но и в то же время борьба князей, борьба с соседними племенами,
от которой, по выражению "слова о полку Игоря" - "стогнет
русская земля". Также важной особенностью было начало развития идеи любви
и мира, идеи христианства, начало просветительных идей под покровом церкви.
3-е столетие, перечень событий
Всеволод - I (1078-1093)
Всеволод - I мог быть полезным
правителем. Этот князь был набожен, правдив, очень любил образование и знал
пять языков, но набеги половцев, голод, мор и неурядицы в стране не
благоприятствовали его княжеству. Он держался на престоле только благодаря его
сыну Владимиру, прозванного Мономахом.
Святополк - II (1093-1113)
Сын Изяслава -I, Святополк -II,
наследовавший после Всеволода -I киевский престол, отличался бесхарактерностью
и не способен был усмирить междоусобия князей из-за владения городами. На
съезде в Любиче переславском в 1097 году, князья целовали крест "каждому
владеть отцовской землей", но вскоре князь Давид Игоревич ослепил князя
Василька. Снова собрались князья на съезд в вятиченее 1100 году, и лишили
Давида Волыни; по предложению Владимира Мономаха решили на долобском съезде, в
1103 году, предпринять совместный поход на половцев, русские разбили половцев
на реке сале (в 1111 году) и взяли множества полону: Скота, овец, коней и пр.
Одних князей половецких убито до 20 человек. Слава об этой победе разошлась
далеко между греками, венграми и прочими славянами. Земли русской.
Владимир Мономах (1113-1125)
Несмотря на старшинство
святославичей, после смерти Святополка -II, на киевский престол выбран был
Владимир мономах, который, по словам летописи, "добро хотел братии и всей
земле русской". Он выделялся своими большими способностями, редким умом,
храбростью и неутомимостью. Он был счастлив в походах на половцев. Князей он
смирял своей строгостью. Замечательно оставленное им "поучение
детям", в котором он дает чисто христианское нравоучение и высокий пример
служения князя своей родине.
Мстислав - I (1125-1132)
Походя на отца своего Мономаха,
сын Мономаха, Мстислав -I, умом и характером жил дружно со своими братьями,
внушая уважение и страх непокорным князьям. Так, ослушавшихся его князей
половецких, изгнал он в Грецию, а вместо их в городе Полоцке посадил править
своего сына.
Ярополк (1132-1139)
Брат Мстислава, Ярополк, сын
Мономаха, вздумал передать удел не брату своему Вячеславу, а племяннику.
Благодаря возникшим отсюда раздорам, "мономаховичи" потеряли киевский
престол, который перешел к потомкам Олега Святославовича - "Олеговичам".
Всеволод - II (1139-1146)
Добившись великого княжения,
Всеволод захотел закрепить киевский престол в своем роде и передал его брату
своему Игорю Олеговичу. Но не признанный киевлянами и постриженный в монахи,
Игорь был скоро убит.
Изяслав - II (1146-1154)
Киевляне признали Изяслава -II
Мстиславовича, который умом, блестящими дарованиями, храбростью и
приветливостью живо напоминал своего знаменитого деда Мономаха. Со вступлением
на великокняжеский престол Изяслава -II, нарушилось укоренившееся в древней
Руси понятие о старшинстве: В одном роде племянник при жизни дяди не мог быть
великим князем. Между Юрием Владимировичем, князем ростово-суздальским, и
Изяславом -II начинается упорная борьба. Изяслав дважды был изгоняем из Киева,
но все же удержал престол до самой своей смерти.
Юрий Долгорукий (1154-1157)
Смерть Изяслава -II открывает
Юрию, названному впоследствии народом Долгоруким, доступ к киевскому престолу,
на котором он, спустя три года и умирает великим князем.
Мстислав - II (1157-1169)
После долгих раздоров между
князьями, на киевский престол утверждается Мстислав -II Изяславович. Его
изгоняет оттуда Андрей Юрьевич, прозванный Боголюбским. При этом Андрей разорил
Киев (1169).
Андрей Боголюбский (1169-1174)
Приняв великокняжеский титул,
Андрей Юрьевич переносит престол во Владимир на Клязьме, и с тех пор Киев
начинает терять свое первенствующее положение. Суровый и строгий Андрей хотел
быть самодержавным, т. Е. Править Русью без веча и дружин. Андрей Боголюбский
беспощадно преследовал недовольных бояр, они составили заговор на жизнь Андрея
и убили его.
Общая характеристика 3-го столетия
После смерти Ярослава мудрого,
русская земля разделилась между его сыновьями по их относительному старшинству
и по сравнительной доходности областей: Чем старше был князь, тем лучше и
богаче давалась ему область. Когда кто ни будь из княжеской семьи умирал,
младшие родичи, следовавшие за умершим, передвигались из волости в волость.
Этот передел земли в 12 веке заменился уделами, когда в известной области
утверждалась одна какая-нибудь княжеская линия. Но обычный порядок княжеского
владения часто нарушался гибельными ссорами князей, тем более гибельными, что в
это время черноморская степь была занята вместо печенегов половцами. Впрочем,
если не на юге, то славянская колонизация (преимущественно новгородская)
подымается на восток и северо-восток Руси. Во главе области по-прежнему был
князь, советовавшийся с боярами из дружинников. Законодательная власть
принадлежала вече из горожан. Особенно и на долгое время имело значение вече в
Новгороде. Область делилась на округа (вереи, погосты), управляемые лицами по
назначению князя. Суд творили княжеские судьи (тиуны) по сборнику обычного
права, т. Е. На основании народных обычаев "русской правды". Широкое
участие в делах мирских принимала церковь, ведавшая порядок семейный,
религиозный и нравственный. Славились в ту пору проповедники Илларион, Кирилл,
игумен Даниил, посетил святую землю и оставил благочестивое описание своего
паломничества.
Таким образом, в этом столетии развивается под влиянием церкви религиозная вера, семейная жизнь и нравственные основы, происходит колонизация славянских племен, организуется судебная власть, для которой руководством служит сборник законов "русская правда", но раздробление русской земли на уделы и происходящие оттого раздоры и войны, не дают возможности установится общему государственному порядку, и влекут за собой ослабление народных сил и навлекают поработителей-татар, только проповедь смирения, покорности и любви поддерживает и одобряет в несении народом всей тяготы жизни.